Методика дозирования нагрузки на уроках
Дозировать нагрузку – это значит направленно регулировать её объём и интенсивность. Вопросы дозирования не ограничиваются рекомендациями по назначению нагрузок в физических упражнениях. Сила воздействия на занимающихся зависит не только от характера упражнений, но и от всех других элементов учебной работы: объяснений, демонстрации упражнений, организации учащихся.
В каждом конкретном случае преподаватель стремится обеспечить по возможности больший объём нагрузки в занятии. Увеличение объёма достигается наиболее рациональной общей плотностью урока.
Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно ко всей продолжительности урока.
К педагогически оправданным относятся следующие виды деятельности или компоненты урока: восприятие и осмысливание учащимися объяснений, демонстрации, указания преподавателя, организованный анализ действий своих товарищей, выполнение физических упражнений и в связи с этим необходимый отдых; вспомогательные действия – перестроение, установка снарядов, рыхление песка в прыжках в яму и т.п.
К неоправданным затратам учебного времени относятся простой из-за организационных неполадок и действия, не имеющие отношения к решению поставленных учебно-воспитательных задач: опоздание на урок и преждевременное завершение его, перерыв в занятии, вызванный нарушением дисциплины, поломка инвентаря, отлучка учителя.
На уроке необходимо всячески ограничивать простой и вспомогательные действия. Для этого пользуются различными приёмами: заранее намечают кратчайшие пути передвижения учащихся, избегают излишних построений и перестроений, установку и уборку снарядов проводят в порядке соревнования, выделяя для этого специальных дежурных из числа занимающихся.
Таким образом, преподаватель выделяет на объяснение, самостоятельную работу и непосредственное выполнение упражнений по возможности большее количество времени. В этом заключается рациональный подход к общей плотности урока. Время, затраченное на выполнение упражнений, связано с понятием «моторной плотности», т.е. отношением этого времени ко всей продолжительности урока.
Моторная плотность – наиболее специфичный показатель продуктивности занятий физическими упражнениями, поэтому, естественно, при прочих равных условиях необходимо обеспечивать по возможности большую моторную плотность урока.
Вместе с тем не следует переоценивать значение её в урочных занятиях, в которых главное – качество решения учебно-воспитательных задач, что в свою очередь требует известного времени на объяснения, показ движений, демонстрацию схем и другие методы обучения. В основной части урока оптимальная моторная плотность считается 10-15 %. Умение лучшим образом соотнести время на объяснения, показ и упражнения – одно из главных условий методически грамотного ведения урока.
Умелые преподаватели делают пояснения непосредственно во время выполнения движений учащимися. Однако при этом необходимо учитывать сложность упражнений, подготовленность учащихся и требования, предъявляемые к урочной форме занятий.
Большую роль в занятиях физическими упражнениями вызывает интенсивность нагрузки, чем её объём. От интенсивности в большей мере зависит учебно-воспитательный результат занятий и их оздоровительный эффект.
Для умелого дозирования интенсивности нагрузки преподаватель должен хорошо владеть приёмами повышения и снижения её при организации всех видов деятельности урока.
Особое внимание заслуживает умение преподавателя приучить занимающихся к самостоятельному решению учебно-воспитательных задач. Здесь используют различные приёмы: метод проведения бесед, постановку перед занимающимися задач, требующих смекалки, умения сориентироваться в сложной ситуации и т.п.
Концентрация внимания учащихся при объяснении и показе, воспитании их активности составляют одну из главных задач преподавателя. Чем интенсивнее будет работа учителя, тем скорее можно ожидать успеха в самих упражнениях. Дозирование интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приёмов непосредственного и опосредственного воздействия на занимающихся.
К приёмам непосредственного воздействия относятся словесные указания о числе повторений, скорости, силе упражнения, величине применяемых внешних отягощений и т.п. С помощью приёмов непосредственного воздействия достигается точная дозировка интенсивности упражнений в самых широких пределах, если учащиеся не нарушают указаний учителя.
К приёмам опосредственного воздействия относится, прежде всего, чередование методов строго регламентированного упражнения игрового и соревновательного методов. Так, выполнение упражнений в условиях состязания отличается большей интенсивностью, чем просто по заданию. Этим и можно воспользоваться для преодоления инертности. В целом дозирование интенсивности приёмами опосредственного воздействия менее точно, чем непосредственного, но применять их необходимо.
Таким образом, оптимальное дозирование нагрузки в уроках требует обеспечения 100 % общей плотности и высокой интенсивности, как умственной, так и физической работы занимающихся. Эффективность описанных приёмов дозирования нагрузки зависит от умения правильно организовать учащихся и контролировать степень оказываемых на них воздействий.
- Основные понятия теории физического воспитания
- Физическое развитие
- Задачи физического воспитания
- Средства физического воспитания
- Происхождение и сущность физических упражнений
- Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- Содержание и форма физических упражнений
- Техника физических упражнений
- Основное звено техники
- Скорость движения
- Методические принципы и методы физического воспитания
- 4. Принцип систематичности
- 5. Принцип последовательности
- 6. Принцип прогрессирования
- Общая характеристика методов физического воспитания
- Метод строго регламентированного упражнения
- 2. Метод упражнения
- 3. Игровой метод
- 4. Соревновательный метод
- 5. Метод наглядности
- 6. Метод слова
- Методика воспитания быстроты двигательной реакции Воспитание быстроты простой реакции
- Воспитание быстроты сложной реакции
- Методика воспитания быстроты движения
- Техническая подготовка
- Воспитание выносливости. Выносливость как физическое качество.
- Основы методики воспитания выносливости
- Методика повышения аэробных возможностей
- Методика повышения анаэробных возможностей
- Дыхание и выносливость
- Особенности методики воспитания некоторых видов специальной выносливости Воспитание выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности.
- Воспитание ловкости
- Основы методики воспитания ловкости
- Воспитание гибкости
- Методика воспитания гибкости
- Формы занятий физическими упражнениями
- Урочные формы занятий. Общая характеристика.
- Определение задач урока
- Педагогическое построение урока
- Методика дозирования нагрузки на уроках
- Методика организации урока
- Неурочные формы занятий
- Самодеятельные групповые занятия
- Организованные групповые занятия
- Спортивная тренировка
- Основные этапы подготовки спортсмена и их место в тренировочном процессе
- Физическая подготовка
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Средства и методы спортивной тренировки
- Цикличность тренировочного процесса
- Подготовительный период
- Соотношение общей и специальной подготовки
- Особенности динамики нагрузок.
- Физическое воспитание детей школьного возраста
- Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста