Методика организации урока
Методика организации урока затрагивает методы работы преподавателя с данным контингентом учащихся (класс, команда, секция), порядок выполнения ими заданий, расположение преподавателя, учащихся и снарядов на рабочей площадке (зал, стадион, местность). Правильная организация урока обеспечивает оптимальные условия для решения учебно-воспитательных задач.
Различают три основных метода организации занимающихся на уроке: фронтальный, групповой, индивидуальный.
При фронтальном методе преподаватель работает сразу со всеми учащимися на едином учебном материале.
При групповом – учащиеся разделены на группы, которые получают отдельные учебные задания. Преподаватель, не выпуская из-под своего контроля всех учащихся, работает по преимуществу с одной группой или поочерёдно переходит от одной группы к другой.
При индивидуальном методе задания получает каждый учащийся и выполняет его самостоятельно. Преподаватель руководит работой учащихся выборочно. Каждый из методов имеет достоинство и недостатки.
Так, проведение урока фронтальным методом позволяет наилучшим образом держать в поле зрения всех учащихся и непосредственно руководит их деятельностью. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход к учащимся. Применение группового и индивидуального методов, наоборот, ограничивает возможность преподавателя в равной мере контролировать всех учащихся. Какой из методов наиболее пригоден на данном уроке зависит от степени новизны и сложности учебного материала, материальной оснащённости места проведения урока, возраста занимающихся, величины площадок для упражнений.
Для урочных занятий в целом, как правило, типично смешанное использование методов организации учащихся. Начало урока обычно проводят фронтальным методом, в основной части урока занимающихся делят на группы или работают с ними индивидуально и, наконец, завершают урок вновь фронтальным методом.
Методику урока определяет также порядок выполнения занимающимися заданий. Существуют два основных способа: одновременный и поочерёдный. В первом случае упражнения или другие виды деятельности выполняются всеми учащимися, во второй – каждый поочерёдно. И при том, и при другом способе учащиеся могут работать непрерывно (поточно) или с интервалами.
Сущность поточного выполнения заключается в том, что учащиеся выполняют упражнения одно за другим почти без отдыха.
Особую разновидность поточного метода представляет собой круговое выполнение упражнений, позволяющих интенсивно развивать физические качества. Оно заключается в том, что учащиеся выполняют комплекс заданий (со снарядами или без них) поточно на специальных местах или «станциях», расположенных по кругу, переходя с одной «станции» на другую.
Поточное выполнение упражнений обеспечивает большую интенсивность работы, чем раздельное. Однако оно менее эффективно в общеобразовательном отношении, т.к. отсутствие перерывов между упражнениями затрудняет объяснения, анализ движений и использование других элементов обучения.
Успех работы учащихся зависит также от расположения преподавателя, учащихся и снарядов на площадке для занятий.
Рациональным могут быть самые разнообразные построения, но во всех случаях они должны удовлетворять следующим требованиям:
обеспечивать учителю и учащимся возможность хорошо видеть и слышать всё, что происходит на уроке;
соответствовать правилам личной и общественной гигиены;
исключать возможность помех и травм.
Хорошо продуманное расположение занимающихся на уроке способствует воспитанию дисциплинированности и коллективизма.
- Основные понятия теории физического воспитания
- Физическое развитие
- Задачи физического воспитания
- Средства физического воспитания
- Происхождение и сущность физических упражнений
- Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- Содержание и форма физических упражнений
- Техника физических упражнений
- Основное звено техники
- Скорость движения
- Методические принципы и методы физического воспитания
- 4. Принцип систематичности
- 5. Принцип последовательности
- 6. Принцип прогрессирования
- Общая характеристика методов физического воспитания
- Метод строго регламентированного упражнения
- 2. Метод упражнения
- 3. Игровой метод
- 4. Соревновательный метод
- 5. Метод наглядности
- 6. Метод слова
- Методика воспитания быстроты двигательной реакции Воспитание быстроты простой реакции
- Воспитание быстроты сложной реакции
- Методика воспитания быстроты движения
- Техническая подготовка
- Воспитание выносливости. Выносливость как физическое качество.
- Основы методики воспитания выносливости
- Методика повышения аэробных возможностей
- Методика повышения анаэробных возможностей
- Дыхание и выносливость
- Особенности методики воспитания некоторых видов специальной выносливости Воспитание выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности.
- Воспитание ловкости
- Основы методики воспитания ловкости
- Воспитание гибкости
- Методика воспитания гибкости
- Формы занятий физическими упражнениями
- Урочные формы занятий. Общая характеристика.
- Определение задач урока
- Педагогическое построение урока
- Методика дозирования нагрузки на уроках
- Методика организации урока
- Неурочные формы занятий
- Самодеятельные групповые занятия
- Организованные групповые занятия
- Спортивная тренировка
- Основные этапы подготовки спортсмена и их место в тренировочном процессе
- Физическая подготовка
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Средства и методы спортивной тренировки
- Цикличность тренировочного процесса
- Подготовительный период
- Соотношение общей и специальной подготовки
- Особенности динамики нагрузок.
- Физическое воспитание детей школьного возраста
- Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста