logo
Лекции по Т и МФВ Масло

Методика организации урока

Методика организации урока затрагивает методы работы преподавателя с данным контингентом учащихся (класс, команда, секция), порядок выполнения ими заданий, расположение преподавателя, учащихся и снарядов на рабочей площадке (зал, стадион, местность). Правильная организация урока обеспечивает оптимальные условия для решения учебно-воспитательных задач.

Различают три основных метода организации занимающихся на уроке: фронтальный, групповой, индивидуальный.

При фронтальном методе преподаватель работает сразу со всеми учащимися на едином учебном материале.

При групповом – учащиеся разделены на группы, которые получают отдельные учебные задания. Преподаватель, не выпуская из-под своего контроля всех учащихся, работает по преимуществу с одной группой или поочерёдно переходит от одной группы к другой.

При индивидуальном методе задания получает каждый учащийся и выполняет его самостоятельно. Преподаватель руководит работой учащихся выборочно. Каждый из методов имеет достоинство и недостатки.

Так, проведение урока фронтальным методом позволяет наилучшим образом держать в поле зрения всех учащихся и непосредственно руководит их деятельностью. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход к учащимся. Применение группового и индивидуального методов, наоборот, ограничивает возможность преподавателя в равной мере контролировать всех учащихся. Какой из методов наиболее пригоден на данном уроке зависит от степени новизны и сложности учебного материала, материальной оснащённости места проведения урока, возраста занимающихся, величины площадок для упражнений.

Для урочных занятий в целом, как правило, типично смешанное использование методов организации учащихся. Начало урока обычно проводят фронтальным методом, в основной части урока занимающихся делят на группы или работают с ними индивидуально и, наконец, завершают урок вновь фронтальным методом.

Методику урока определяет также порядок выполнения занимающимися заданий. Существуют два основных способа: одновременный и поочерёдный. В первом случае упражнения или другие виды деятельности выполняются всеми учащимися, во второй – каждый поочерёдно. И при том, и при другом способе учащиеся могут работать непрерывно (поточно) или с интервалами.

Сущность поточного выполнения заключается в том, что учащиеся выполняют упражнения одно за другим почти без отдыха.

Особую разновидность поточного метода представляет собой круговое выполнение упражнений, позволяющих интенсивно развивать физические качества. Оно заключается в том, что учащиеся выполняют комплекс заданий (со снарядами или без них) поточно на специальных местах или «станциях», расположенных по кругу, переходя с одной «станции» на другую.

Поточное выполнение упражнений обеспечивает большую интенсивность работы, чем раздельное. Однако оно менее эффективно в общеобразовательном отношении, т.к. отсутствие перерывов между упражнениями затрудняет объяснения, анализ движений и использование других элементов обучения.

Успех работы учащихся зависит также от расположения преподавателя, учащихся и снарядов на площадке для занятий.

Рациональным могут быть самые разнообразные построения, но во всех случаях они должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. обеспечивать учителю и учащимся возможность хорошо видеть и слышать всё, что происходит на уроке;

  2. соответствовать правилам личной и общественной гигиены;

  3. исключать возможность помех и травм.

Хорошо продуманное расположение занимающихся на уроке способствует воспитанию дисциплинированности и коллективизма.