Методика повышения анаэробных возможностей
При повышении анаэробных возможностей нужно решать две задачи:
Повысить функциональные возможности фосфокреатинового механизма;
Совершенствовать гликолитический механизм.
В качестве средств используются обычно циклические упражнения соответствующей интенсивности.
Помимо целостного прохождения какой-либо избранной дистанции, характеризующейся работой максимальной или субмаксимальной мощности, рекомендуется применять повторное и переменное интервальное упражнение на укороченных обрезках дистанции.
Интенсивность работы близка к предельной, но может быть несколько ниже её. Уже отмечалось, что выполнение большого объёма работы на предельной скорости приводит к образованию скоростного барьера. Некоторое снижение скорости (скажем до 95 % от максимальной) позволит избежать этой опасности и обеспечить контроль над техникой движения.
Длина отрезков подбирается с таким расчётом, чтобы время работы (однократной) равнялось примерно 3-8 сек (бег 20-70 м, плавание 8-20 мин).
Интервалы отдыха, учитывая значительную быстроту алактатной фракции кислородного долга, должны равняться примерно 2-3 мин. Однако, поскольку запасы креатинфосфата в мышцах очень малы, уже к 3-4 повторению фосфокреатиновый механизм исчерпывает свои возможности. Поэтому целесообразно разбить планируемый в занятиях объём работы на несколько серий по 4-5 повторений в каждой. Отдых между сериями может быть 7-10 мин. Такие интервалы достаточны, чтобы успела окислиться значительная часть образовавшейся молочной кислоты; в то же время при них сохраняется повышенная возбудимость нервных центров.
Заполнять интервалы отдыха другими видами работы есть смысл лишь в перерывах между сериями повторений. Чтобы не снижалась возбудимость центральных нервных образований, полезно давать дополнительную работу очень низкой интенсивности, направленную на те же мышечные группы, что несут нагрузку в основном упражнении (например, спринтеру в паузах следует не сидеть, а спокойно ходить).
Число повторений определяется подготовленностью занимающихся. В принципе, такое упражнение сериями на коротких отрезках даст возможность выполнить большой объём работы без снижения скорости (у квалифицированных бегунов спринтеров до 1500 м). При совершенствовании гликолитического механизма нагрузки характеризуются следующими чертами:
Интенсивность работы определяется длиной выбранной для упражнения дистанции. Скорость передвижения должна быть близкой к предельной на данной дистанции (90-95 % от предельной). После нескольких повторений вследствие наступившего утомления скорость существенно снизиться, однако она всё равно остаётся близкой к предельной для данного состояния организма.
Длина отрезков подбирается с таким расчётом, чтобы время работы составляло примерно от 20 сек до 2 мин (дистанции от 50 до 200 м в плавании, от 200 до 600 м в беге).
Интервалы отдыха определяются динамикой гликолитических процессов, о которой судят по содержанию молочной кислоты в крови. При работах, подобных указанным, максимум содержания лактата в крови наблюдается не сразу после окончания работы, а несколько минут спустя, причём от повторения к повторению время максимум приближается к моменту окончания работы. Поэтому в данном случае рекомендуется делать интервалы отдыха постепенно снижающимися, например, между 1 и 2 повторениями – 5-8 мин, между 2 и 3 – 3-4 мин, между 3 и 4 – 2-3 мин.
Число повторений при работе со снижающимися интервалами отдыха обычно бывает невелико (не выше 3-4) из-за быстро развивающегося утомления. При этом уже к 3-4 повторению в крови скапливается очень много молочной кислоты. Если пытаться продолжать работу дальше, то гликолитический механизм исчерпывает свои возможности и энергетическое обеспечение деятельности переходит к аэробным реакциям. Скорость передвижения при этом падает. Учитывая сказанное, лучше всего такую повторную работу выполнять в виде серий, составленных из 3-4 повторений с сокращающимися интервалами отдыха. Время отдыха между сериями должно быть достаточным для ликвидации значительной части лактатной фракции кислородного долга – не менее 15-20 мин. Новички и спортсмены низших разрядов могут выполнять, как правило, в одном занятии не более 2-3 серий, хорошо тренированные спортсмены до 4-6.
- Основные понятия теории физического воспитания
- Физическое развитие
- Задачи физического воспитания
- Средства физического воспитания
- Происхождение и сущность физических упражнений
- Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- Содержание и форма физических упражнений
- Техника физических упражнений
- Основное звено техники
- Скорость движения
- Методические принципы и методы физического воспитания
- 4. Принцип систематичности
- 5. Принцип последовательности
- 6. Принцип прогрессирования
- Общая характеристика методов физического воспитания
- Метод строго регламентированного упражнения
- 2. Метод упражнения
- 3. Игровой метод
- 4. Соревновательный метод
- 5. Метод наглядности
- 6. Метод слова
- Методика воспитания быстроты двигательной реакции Воспитание быстроты простой реакции
- Воспитание быстроты сложной реакции
- Методика воспитания быстроты движения
- Техническая подготовка
- Воспитание выносливости. Выносливость как физическое качество.
- Основы методики воспитания выносливости
- Методика повышения аэробных возможностей
- Методика повышения анаэробных возможностей
- Дыхание и выносливость
- Особенности методики воспитания некоторых видов специальной выносливости Воспитание выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности.
- Воспитание ловкости
- Основы методики воспитания ловкости
- Воспитание гибкости
- Методика воспитания гибкости
- Формы занятий физическими упражнениями
- Урочные формы занятий. Общая характеристика.
- Определение задач урока
- Педагогическое построение урока
- Методика дозирования нагрузки на уроках
- Методика организации урока
- Неурочные формы занятий
- Самодеятельные групповые занятия
- Организованные групповые занятия
- Спортивная тренировка
- Основные этапы подготовки спортсмена и их место в тренировочном процессе
- Физическая подготовка
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Средства и методы спортивной тренировки
- Цикличность тренировочного процесса
- Подготовительный период
- Соотношение общей и специальной подготовки
- Особенности динамики нагрузок.
- Физическое воспитание детей школьного возраста
- Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста