logo
Лекции по Т и МФВ Масло

Методические принципы и методы физического воспитания

Процесс физического воспитания многогранен. Как уже говорилось, в ходе его осуществляют и обучение, и воспитание. Обучение в процессе физического воспитания специально направлено на формирование и совершенствование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Данную сторону процесса физического воспитания можно обозначить как воспитание физических качеств или физическое воспитание в узком смысле.

Методические принципы физического воспитания

К процессу физического воспитания применимы общепедагогические принципы, поскольку данный процесс есть частный случай обучения и воспитания. Эти принципы в области физического воспитания, отражая его специфику, получают особое содержание. К ним относятся принципы: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.

1. Принцип сознательности и активности

Успех любого процесса определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитуемые. Понимание существа заданий, как активно заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения и воспитания. Раскрыть суть задания – значит, показать его необходимость как одного из очередных шагов на пути к достижению поставленной цели.

2. Принцип наглядности

Наглядность предполагает широкое использование зрительных ощущений, восприятия, образов.

В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит практический характер. Наглядность – не только исходная предпосылка, но и неотъемлемое условие всего процесса совершенствования двигательной деятельности.

3. Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации определяют также как принцип учёта особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же – необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей. Значение этого принципа в области физического воспитания усугубляется тем, что здесь мы имеем дело с непосредственными воздействиями на жизненно важные функции организма. Стоит превысить посильную меру физических нагрузок, как возникает угроза для здоровья занимающихся. И физические упражнения – фактор величайшего оздоровительного значения (могут дать противоположные результаты).

Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с другой – от объективных трудностей, возникающих при выполнении того или иного упражнения в силу характерных для него особенностей (координационной сложности, интенсивности и длительности усилий).

Определяя меру доступного, преподаватель руководствуется прежде всего программами и нормативными требованиями, устанавливаемыми для того или иного контингента занимающихся на основе научных данных и обобщённого практического опыта.

Конкретные данные о возможностях занимающихся получают путём испытаний по нормативам физической подготовленности, врачебному обследованию и педагогической наблюдательности. Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т.е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены принадлежащей мобилизации физических и духовных сил занимающихся.

Границы доступного в процессе физического воспитания изменяются. Они раздвигаются по мере развития физических и духовных сил занимающихся. То, что не доступно на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. Одно из решающих условий доступности в процессе физического воспитания – это преемственность. Необходимо так распределить материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путём к освоению материала очередного занятия. Эта мысль часто выражается правилом – от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному. В связи с принципом доступности обычно формируются правила – от простого к сложному, от лёгкого к трудному.