Спортивно-техническая и тактическая подготовка
Технической подготовкой спортсмена принято называть обучение его технике движений и действий, служащих средством тренировки.
В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида спорта, познаёт биомеханические закономерности движений и действий, относящихся к предмету спортивной специализации и практически осваивает соответствующие двигательные навыки, доводя их до возможно высокой степени совершенства.
Наряду с этим в спортивной тренировке и в связи с ней проводится общая техническая подготовка. Её назначение систематически расширять общее физическое образование спортсмена, его знания в области общих основ техники физических упражнений и пополнять фонд двигательных умений и навыков, полезных в жизни и в спортивной практике. Между общей и специальной технической подготовкой спортсмена имеется такая же связь, как и между аналогичными разделами физической подготовки.
В тесном единстве с технической подготовкой проводится тактическая подготовка спортсмена. Если техническая подготовка вооружает средствами ведения спортивной борьбы, то тактическая подготовка обеспечивает искусное применение их.
Спортивную тактику и можно определить кратко как искусство ведения спортивной борьбы. Формы тактики и её значение различны в разных видах спорта. В спортивных играх и в спортивных единоборствах тактика значительно богаче и больше влияет на спортивный результат, чем, например, в гимнастике или в спринтерском беге. Однако в любом случае она остаётся при прочих равных условиях решающим фактором победы.
В процессе тактической подготовки спортсмена необходимо предусмотреть:
Усвоение теоретических основ спортивной тактики (приобретение знаний об арсенале тактических приёмов, о том, как и в каких условиях их нужно применять и т.д.);
Изучение возможностей спортивных противников и условий предстоящих состязаний;
Освоение тактических приёмов, их комбинаций и вариантов вплоть до приобретения совершенных тактических умений и навыков;
Воспитание тактического мышления и других способностей, необходимых для овладения тактическим мастерством.
Тактическое мышление основано на использовании соответствующих знаний и опыта, на способности внимательно наблюдать, быстро воспринимать и оценивать ситуацию спортивной борьбы, своевременно принимать верные решения, опираясь на восприятие, память и творческое воображение.
Спортивно-тактическая подготовка в большинстве случаев настолько тесно переплетается с технической, что между ними невозможно провести границы. Тем более нельзя противопоставить эти стороны подготовки. Недопустимо, в частности, противопоставить задачи воспитания тактического мышления задачам овладения прочными двигательными навыками. Спортивно-тактическое мастерство определяется в первую очередь уровнем развития тактического мышления. Однако никакие способности тактического мышления не смогут обеспечить мастерство спортсмена, если оно не будет вооружено совершенными техническими навыками, прочно закреплёнными и в то же время гибкими, вариативными.
Практические разделы спортивно-технической и тактической подготовки целиком включаются в спортивную тренировку. Для углубленного освоения теоретических основ спортивной тактики нужны помимо тренировки специальные формы и методы – лекции, кинофильмы, семинары, моделирование тактики на стадионах, самостоятельная работа с книгой и другие формы умственного образования и самообразования.
- Основные понятия теории физического воспитания
- Физическое развитие
- Задачи физического воспитания
- Средства физического воспитания
- Происхождение и сущность физических упражнений
- Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- Содержание и форма физических упражнений
- Техника физических упражнений
- Основное звено техники
- Скорость движения
- Методические принципы и методы физического воспитания
- 4. Принцип систематичности
- 5. Принцип последовательности
- 6. Принцип прогрессирования
- Общая характеристика методов физического воспитания
- Метод строго регламентированного упражнения
- 2. Метод упражнения
- 3. Игровой метод
- 4. Соревновательный метод
- 5. Метод наглядности
- 6. Метод слова
- Методика воспитания быстроты двигательной реакции Воспитание быстроты простой реакции
- Воспитание быстроты сложной реакции
- Методика воспитания быстроты движения
- Техническая подготовка
- Воспитание выносливости. Выносливость как физическое качество.
- Основы методики воспитания выносливости
- Методика повышения аэробных возможностей
- Методика повышения анаэробных возможностей
- Дыхание и выносливость
- Особенности методики воспитания некоторых видов специальной выносливости Воспитание выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности.
- Воспитание ловкости
- Основы методики воспитания ловкости
- Воспитание гибкости
- Методика воспитания гибкости
- Формы занятий физическими упражнениями
- Урочные формы занятий. Общая характеристика.
- Определение задач урока
- Педагогическое построение урока
- Методика дозирования нагрузки на уроках
- Методика организации урока
- Неурочные формы занятий
- Самодеятельные групповые занятия
- Организованные групповые занятия
- Спортивная тренировка
- Основные этапы подготовки спортсмена и их место в тренировочном процессе
- Физическая подготовка
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Средства и методы спортивной тренировки
- Цикличность тренировочного процесса
- Подготовительный период
- Соотношение общей и специальной подготовки
- Особенности динамики нагрузок.
- Физическое воспитание детей школьного возраста
- Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста