logo
Лекции по Т и МФВ Масло

Воспитание быстроты сложной реакции

Остановимся на двух случаях сложной реакции: реакция на движущийся объект и реакция выбора.

Наиболее типичные случаи реакции на движущийся предмет встречаются в единоборстве, играх с мячом.

Рассмотрим, например, действие вратаря при ударе по воротам. Вратарь должен:

  1. Увидеть мяч;

  2. Оценить направление и скорость его полёта;

  3. Выбрать план действия;

  4. Начать его осуществлять.

Из этих четырёх элементов складывается в данном случае скрытый период реакции.

Реакция на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 сек. Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый этап – фиксацию движущегося предмета глазами.

Таким образом, в реакции на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Развитию именно этой способности и надо уделять особое внимание. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировочные требования повышают за счёт увеличения скорости, внезапности появления объекта, сокращения дистанции. Очень полезны подвижные игры с малым (теннисным) мячом. В тех случаях, когда объект (в частности, мяч в игре) уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается. Здесь приобретает большое значение умение предугадать направление и скорость полёта мяча по действиям игрока, производящего удар.

Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием её быстроты. Лишь в начале следует отвести несколько занятий специально на развитие точности реакции. При этом надо объяснить ученикам необходимость выполнения действия, как бы опережая движущийся объект.

Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнёра или окружающей обстановки. Например, фехтовальщик, берущий защиту, выбирает один из возможных её вариантов в зависимости от вида атаки противника. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, в частности в единоборствах – от разнообразия поведения противника. Так, в реальной обстановке боя требования к сложной реакции спортсменов очень велики: противник может пытаться нанести различные удары как левой, так и правой рукой в самой неожиданной последовательности. При воспитании сложной реакции, следуя педагогическому правилу от простого к сложному, идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки. Например, сначала обучают принимать защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол, затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборства.

У квалифицированных спортсменов быстрота сложной реакции очень высока – почти такая, как и простой реакции. Достигается это благодаря тому, что спортсмен реагирует не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему. В каждом движении есть две фазы: позотоническая, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении мышечного тонуса, и собственно движение. Опытные спортсмены умеют реагировать уже на первую фазу (до начала основного движения). Эту способность можно развивать, для чего в тренировке приучают воспитанника реагировать на утрированную первую фазу постепенно всё больше приближая выполнение движений к естественному.