Педагогическое построение урока
Урок как другие занятия физическими упражнениями подразделяют на три части: подготовительную, основную и заключительную.
В подготовительную часть входит обеспечение порядка в раздевалках, подготовка одежды и используемого инвентаря, инструктаж дежурных, построение в шеренгу, сдача рапорта, специальные упражнения на внимание, сообщение задач урока и другие.
Центральное место в первой части урока занимает функциональная подготовка к предстоящей основной деятельности. Это достигается упражнениями, не требующими длительного времени на подготовку и выполнение. Это: ходьба, подскоки, ОРУ, простейшие танцевальные шаги, хорошо знакомые учащимся.
Между задачами, которые решаются в подготовительной части урока, должна быть предусмотрена взаимосвязь, как физиологических факторов, так и последовательности упражнений. Например, при выполнении комплексов ОРУ, руководствуясь принципом последовательности, придерживаются следующего порядка: потягивание, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, приседания, упражнения для туловища, прыжки, упражнения на расслабление.
Подготовительная часть урока должна быть связана с последующими частями. Подбор упражнений по координационным механизмам и характеру физических нагрузок должен соответствовать особенностям предстоящей основной деятельности. Для этого включают т.н. специальные – подводящие упражнения.
На подготовительную часть выделяется 10-20 % общего времени: в школьном уроке примерно 5-12 мин, в спортивно-тренировочном занятии до 30-40 мин.
Решение наиболее сложных задач в уроке осуществляется в основной его части. Движения большой координационной сложности решаются в самом начале основной части урока. При этом учитывают этапы обучения и придерживаются последовательности в постановке задачи: ознакомление, разучивание, совершенствование.
Воспитание физических качеств обычно планируется в следующем порядке: упражнения на быстроту, силу, выносливость. Это в случае комплексного воспитания качеств.
В основной части урока имеют место подготовительные, основные и другие виды упражнений. И в их проведении также нужно всякий раз предусматривать определённый порядок. В случае надобности решения каждой из основных педагогических задач может предшествовать врабатывание с помощью подготовительных упражнений, как это практикуют, например, гимнасты старших разрядов.
Конкретная продолжительность основной части урока зависит от интенсивности упражнений, возраста и пола, занимающихся, количества времени, необходимого на начало и завершение урока. В школьном уроке, например, на основную часть выделяют до 35 мин, а в спортивном занятии – до 90 мин и более.
Таким образом. Структура основной части, как и подготовительной, может быть весьма сложной. Завершение урока связано со снижением работоспособности. Уборка снарядов, перестроения к окончанию занятия. Однако специфика учебно-воспитательных задач и содержания заключительной части урока требует умения занимающихся разумно заканчивать интенсивную двигательную деятельность.
Типичными для заключительной части урока будут следующие педагогические задачи: обучить умению произвольно выполнять движения с различной степенью напряжения, постепенно снижать силу, темп, скорость упражнений; обучать умению анализировать проделанную работу; обучать умению переключать внимание на учение, труд, отдых. Для решения этих задач подбираются легко дозируемые упражнения: ходьба, лёгкий бег, элементарные движения, танцевальные элементы. Порядок решения этих задач должен одновременно обеспечивать снижение нагрузки.
Особое внимание необходимо уделять домашним заданиям. Урок лишь часть процесса физического воспитания, которая дополняется самостоятельными упражнениями, участием в соревнованиях, играх и т.п. Недооценка домашних заданий нарушает связь между урочной и неурочной формами занятий.
- Основные понятия теории физического воспитания
- Физическое развитие
- Задачи физического воспитания
- Средства физического воспитания
- Происхождение и сущность физических упражнений
- Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- Содержание и форма физических упражнений
- Техника физических упражнений
- Основное звено техники
- Скорость движения
- Методические принципы и методы физического воспитания
- 4. Принцип систематичности
- 5. Принцип последовательности
- 6. Принцип прогрессирования
- Общая характеристика методов физического воспитания
- Метод строго регламентированного упражнения
- 2. Метод упражнения
- 3. Игровой метод
- 4. Соревновательный метод
- 5. Метод наглядности
- 6. Метод слова
- Методика воспитания быстроты двигательной реакции Воспитание быстроты простой реакции
- Воспитание быстроты сложной реакции
- Методика воспитания быстроты движения
- Техническая подготовка
- Воспитание выносливости. Выносливость как физическое качество.
- Основы методики воспитания выносливости
- Методика повышения аэробных возможностей
- Методика повышения анаэробных возможностей
- Дыхание и выносливость
- Особенности методики воспитания некоторых видов специальной выносливости Воспитание выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности.
- Воспитание ловкости
- Основы методики воспитания ловкости
- Воспитание гибкости
- Методика воспитания гибкости
- Формы занятий физическими упражнениями
- Урочные формы занятий. Общая характеристика.
- Определение задач урока
- Педагогическое построение урока
- Методика дозирования нагрузки на уроках
- Методика организации урока
- Неурочные формы занятий
- Самодеятельные групповые занятия
- Организованные групповые занятия
- Спортивная тренировка
- Основные этапы подготовки спортсмена и их место в тренировочном процессе
- Физическая подготовка
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Средства и методы спортивной тренировки
- Цикличность тренировочного процесса
- Подготовительный период
- Соотношение общей и специальной подготовки
- Особенности динамики нагрузок.
- Физическое воспитание детей школьного возраста
- Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста