logo
Лекции по Т и МФВ Масло

Воспитание гибкости

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев.

Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. Её обыкновенно выражают либо в угловых мерах, либо в линейных. Различают активную гибкость (проявляемую за счёт собственных мышечных усилий) и пассивную (выявляемую путём приложения к движущейся части тела внешних сил – силы тяжести, усилий партнёра).

Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием ЦНС (например, на соревнованиях при эмоциональном подъёме гибкость увеличивается).

Проявление гибкости зависит от внешней температуры среды: при повышении температуры гибкость увеличивается. На гибкости, больше чем на других физических качествах, сказывается суточная периодика. Так, в утренние часы гибкость значительно снижена. Изменение её под влиянием различных условий (температура, время дня) надо учитывать при проведении занятий. Неблагоприятные условия, ведущие к ухудшению гибкости, можно компенсировать разогреванием с помощью разминки. Гибкость существенно изменяется под влиянием утомления, причём показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной увеличиваются. Существует мнение, что у детей гибкость больше, чем у взрослых. Это не всегда так. Однако, бесспорно, развить гибкость у детей легче, чем в старшем возрасте. Активная гибкость непосредственно связана с силой мышц. Но занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставах. Однако это отрицательное влияние можно преодолеть: путём рационального сочетания упражнений на гибкость и на силу можно добиться высокой степени развития обоих качеств.