Основы методики воспитания выносливости
В процессе воспитания выносливости требуется решать ряд задач всестороннего развития функциональных средств организма, определяющих общую выносливость и специальные виды выносливости.
Решение этих задач немыслимо без объёмной, довольно однообразной и тяжёлой работы, в процессе которой обязательно приходится продолжать упражнение, несмотря на наступившее утомление. В связи с этим возникают требования к волевым качествам. Воспитание выносливости осуществляется в единстве с воспитанием трудолюбия, готовности переносить большие нагрузки и весьма тяжёлые ощущения утомления.
Нагрузки при воспитании выносливости
Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий спортсмены испытывают определённую степень утомления. Но поскольку утомление при нагрузках разного типа неодинаково, важным становится вопрос о природе утомления.
При выполнении многих, в частности циклических, упражнений нагрузка относительно полно характеризуется следующими пятью компонентами:
абсолютная интенсивность упражнения (скорость передвижения);
продолжительность упражнения;
продолжительность интервалов отдыха;
характер отдыха (активный либо пассивный и формы активного отдыха);
число повторений упражнений.
В зависимости от сочетания этих компонентов будут различными не только величина, но и (главное) качественные особенности ответных реакций организма. Рассмотрим влияние названных компонентов на примере циклических упражнений.
Абсолютная интенсивность (скорость) упражнения прямо влияет на характер энергетического обеспечения деятельности. При низких скоростях передвижения, когда расход энергии невелик и величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей спортсмена, текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности – работа проходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такие скорости получили название субкритические. В зоне субкритических скоростей кислородный запрос примерно пропорционален скорости передвижения. Если спортсмен двигается быстрее, то он достигает критической скорости, где кислородный запрос равен его аэробным возможностям.
В этом случае работа выполняется в условиях максимальных величин потребления кислорода. Уровень критической скорости тем выше, чем больше дыхательные возможности спортсмена. Скорость выше критической получила название надкритической. Здесь кислородный запрос превышает аэробные возможности спортсмена, и работа проходит в условиях кислородного долга за счёт аэробных поставщиков энергии.
Продолжительность упражнения определяется длиной преодолеваемых отрезков и скоростью передвижения по дистанции. Изменение продолжительности имеет двоякое значение.
Во-первых, длительностью работы устанавливается, за счёт каких поставщиков энергии будет осуществляться деятельность. Если продолжительность работы не достигает 3-5 мин, то дыхательные процессы не успевают усилиться в достаточной мере, и энергетическое обеспечение берут на себя анаэробные реакции.
Во-вторых, длительность работы определяет при надкритических скоростях величину кислородного долга, а при субкритических – продолжительность напряжённой деятельности системы, обеспечивающей доставку и утилизацию кислорода.
Слаженная деятельность этих систем в течение долгого времени весьма затруднительная для организма.
Продолжительность интервалов отдыха играет исключительно большую роль в определении, как величины, так и в особенности характера ответных реакций организма на нагрузку. При повторной работе воздействие, оказываемое на организм каждой последующей нагрузкой, зависит, с одной стороны, от предшествующей работы, с другой – от продолжительности отдыха между попытками. Если же уменьшить интервалы отдыха, то дыхательные процессы за короткий срок снизятся не намного и последующая работа сразу же начинается при высокой активности систем доставки кислорода. Отсюда выводы: при интервальном упражнении с субкритическими и критическими скоростями уменьшение интервалов отдыха делает нагрузку более аэробной. Наоборот, при надкритических скоростях передвижения и интервалах отдыха, не достаточных для ликвидации кислородного долга, последний суммируется от повторения к повторению. Поэтому в этих условиях сокращение интервалов отдыха будет увеличивать долю анаэробных процессов – делать нагрузку более анаэробной.
Характер отдыха, в частности, заполняет паузу другими дополнительными видами деятельности (например, включает бег трусцой между основными забегами), оказывает разное влияние на организм в зависимости от видов основной работы и интенсивности дополнительной. При работе со скоростями, близкими к критической, дополнительная работа низкой интенсивности даёт возможность поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и избегать благодаря этому резких переходов от покоя к работе и обратно. В этом заключается одна из характерных сторон переменного метода упражнения.
Число повторений определяет суммарную величину воздействия нагрузки на организм. При работе в аэробных условиях увеличивается число повторений, заставляя длительное время поддерживать высокий уровень деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В аэробных условиях увеличение повторений рано или поздно приводит к исчерпанию бескислородных механизмов. Тогда работа либо прекращается, либо её интенсивность резко снижается.
- Основные понятия теории физического воспитания
- Физическое развитие
- Задачи физического воспитания
- Средства физического воспитания
- Происхождение и сущность физических упражнений
- Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- Содержание и форма физических упражнений
- Техника физических упражнений
- Основное звено техники
- Скорость движения
- Методические принципы и методы физического воспитания
- 4. Принцип систематичности
- 5. Принцип последовательности
- 6. Принцип прогрессирования
- Общая характеристика методов физического воспитания
- Метод строго регламентированного упражнения
- 2. Метод упражнения
- 3. Игровой метод
- 4. Соревновательный метод
- 5. Метод наглядности
- 6. Метод слова
- Методика воспитания быстроты двигательной реакции Воспитание быстроты простой реакции
- Воспитание быстроты сложной реакции
- Методика воспитания быстроты движения
- Техническая подготовка
- Воспитание выносливости. Выносливость как физическое качество.
- Основы методики воспитания выносливости
- Методика повышения аэробных возможностей
- Методика повышения анаэробных возможностей
- Дыхание и выносливость
- Особенности методики воспитания некоторых видов специальной выносливости Воспитание выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности.
- Воспитание ловкости
- Основы методики воспитания ловкости
- Воспитание гибкости
- Методика воспитания гибкости
- Формы занятий физическими упражнениями
- Урочные формы занятий. Общая характеристика.
- Определение задач урока
- Педагогическое построение урока
- Методика дозирования нагрузки на уроках
- Методика организации урока
- Неурочные формы занятий
- Самодеятельные групповые занятия
- Организованные групповые занятия
- Спортивная тренировка
- Основные этапы подготовки спортсмена и их место в тренировочном процессе
- Физическая подготовка
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Средства и методы спортивной тренировки
- Цикличность тренировочного процесса
- Подготовительный период
- Соотношение общей и специальной подготовки
- Особенности динамики нагрузок.
- Физическое воспитание детей школьного возраста
- Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста