Воспитание ловкости
Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной задачи (так называемой двигательной задачи): прыгнуть как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т.п. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности, требованиями к согласованности одновременно и последовательно выполняемых движений (требованиями к координации движений). Координация – сложность двигательных действий, служит первым мерилом ловкости.
Двигательная задача будет выполняться, если движение соответствует ей по своим пространственным, временным и силовым характеристикам, т.е. если оно достаточно точно. Понятие «точность движения» включает в себя: точность пространственных, временных и силовых характеристик движения. Точность движения является вторым мерилом ловкости.
Все движения, с которыми приходится сталкиваться в быту и в физическом воспитании, можно условно разделить на 2 группы:
относительно стереотипные;
нестереотипные.
Примером первых будет: бег по легкоатлетической дорожке, легкоатлетические метания и прыжки, гимнастические упражнения, ходьба по ровной поверхности. Примером вторых – движения в спортивных играх, единоборства, кросс и т. п.
Точность в стереотипных движениях зависит, в частности, от того, как долго человек обучался их выполнению. Если человек начинает с ходу выполнять новые для него движения, то он, очевидно, более ловок, чем тот, затрачивает на их освоение много времени. Поэтому одним из показателей ловкости может быть время, затраченное на освоение движений.
В нестереотипных движениях при внезапной смене обстановки ловкость проявляется в быстроте преобразования (перестройки) движений соответствие с требованиями изменявшихся условий. Здесь показателем ловкости является то время, которое достаточно человеку для целесообразного преобразования движений.
Учитывая всё сказанное, ловкость определяется, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Мы видим, что ловкость – это сложное, комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки.
В каждом отдельном случае, в зависимости от условий, выбирают тот или иной критерий. Ловкость довольно специфическое качество. Можно, например, отличиться хорошей ловкостью в спортивных играх и недостаточной в гимнастике.
Жизненно важной является разновидность ловкости, проявляющаяся в умелых и точных движениях руками при относительно малоподвижном туловище (ловкость рук). С необходимостью именно таких проявлений ловкости мы встречаемся обычно в трудовых процессах (работа за станком, у пульта управления, со слесарным и столярным инструментами).
- Основные понятия теории физического воспитания
- Физическое развитие
- Задачи физического воспитания
- Средства физического воспитания
- Происхождение и сущность физических упражнений
- Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- Содержание и форма физических упражнений
- Техника физических упражнений
- Основное звено техники
- Скорость движения
- Методические принципы и методы физического воспитания
- 4. Принцип систематичности
- 5. Принцип последовательности
- 6. Принцип прогрессирования
- Общая характеристика методов физического воспитания
- Метод строго регламентированного упражнения
- 2. Метод упражнения
- 3. Игровой метод
- 4. Соревновательный метод
- 5. Метод наглядности
- 6. Метод слова
- Методика воспитания быстроты двигательной реакции Воспитание быстроты простой реакции
- Воспитание быстроты сложной реакции
- Методика воспитания быстроты движения
- Техническая подготовка
- Воспитание выносливости. Выносливость как физическое качество.
- Основы методики воспитания выносливости
- Методика повышения аэробных возможностей
- Методика повышения анаэробных возможностей
- Дыхание и выносливость
- Особенности методики воспитания некоторых видов специальной выносливости Воспитание выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности.
- Воспитание ловкости
- Основы методики воспитания ловкости
- Воспитание гибкости
- Методика воспитания гибкости
- Формы занятий физическими упражнениями
- Урочные формы занятий. Общая характеристика.
- Определение задач урока
- Педагогическое построение урока
- Методика дозирования нагрузки на уроках
- Методика организации урока
- Неурочные формы занятий
- Самодеятельные групповые занятия
- Организованные групповые занятия
- Спортивная тренировка
- Основные этапы подготовки спортсмена и их место в тренировочном процессе
- Физическая подготовка
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Средства и методы спортивной тренировки
- Цикличность тренировочного процесса
- Подготовительный период
- Соотношение общей и специальной подготовки
- Особенности динамики нагрузок.
- Физическое воспитание детей школьного возраста
- Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста