logo
Лекции по Т и МФВ Масло

Особенности методики воспитания некоторых видов специальной выносливости Воспитание выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности.

Утомление в работах максимальной интенсивности биологически определяется быстротой исчерпания анаэробных ресурсов, а также торможением нервных центров, развивающихся в результате небольшой активности. Поэтому при воспитании выносливости в работе такого типа стоят, прежде всего, задачи:

  1. повысить аэробные возможности;

  2. увеличить дееспособность нервных центров в специфических условиях работы максимальной интенсивности.

Методика повышения анаэробных возможностей уже была описана. Для решения второй задачи используют прохождение соревновательной дистанции с предельной скоростью. Однако, во избежание «скоростного барьера» этот вид работы нельзя повторять очень часто. Поэтому длину и скорость прохождения дистанции варьируют, преодолевая, в частности, несколько большие дистанции, чем соревновательная.

При воспитании специальной выносливости в работах субмаксимальной и большой интенсивности широко используется повторное преодоление отрезков, сильно укороченных по сравнению с избранной соревновательной дистанцией.

Выбор относительно коротких отрезков вызван стремлением приучить занимающегося к длительному передвижению на более высоких скоростях. Поскольку однократное прохождение короткой дистанции окажет слишком малое воздействие на организм, её проходят в каждом отдельном занятии многократно, добиваясь большого тренировочного эффекта (например, у квалифицированных спортсменов – стаеров - 200-400 м по 40-100 повторений.

Особенности воспитания выносливости в работах субмаксимальной, большой и умеренной интенсивности определяются спецификой требований к организму, предъявляемых в каждой из зон. Чем короче дистанция, тем большую роль играют анаэробные процессы, тем более важна способность выполнять работу в условиях недостатка кислорода. Наоборот, с увеличением дистанции возрастает значение аэробных реакций, совершенной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При воспитании выносливости в каждой из этих зон стоят три основные задачи:

  1. повышение анаэробных возможностей;

  2. улучшение аэробных возможностей, в частности, совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  3. повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды, вызванных напряжённой работой.

Особенности воспитания выносливости в единоборствах и спортивных играх. Эти виды упражнений характеризует работа, непрерывно изменяющаяся как по интенсивности, так и по форме движений. Для представителей данных видов спорта существенное значение имеют как аэробные, так и анаэробные возможности организма. Если в минуты особого напряжения деятельность осуществляется в основном за счёт анаэробных источников энергии, то быстрота восстановления в период относительного «затишья» определяется мощностью аэробных механизмов. В процессе самих единоборств и игр трудно добиться избирательного воздействия на отдельные функции организма, весьма затруднительна здесь и точная дозировка нагрузки.

Поэтому представители данных видов спорта широко используют для воспитания выносливости различные циклические упражнения – передвижение на лыжах, кросс, бег, греблю.

Однако, с помощью лишь этих упражнений, не применяя упражнений своего вида спорта, нельзя добиться высокого уровня специальной выносливости. Большое внимание в этой связи заслуживает метод интервального упражнения в избранной деятельности. В единоборствах и спортивных играх он сводится к следующему: общее время игры или встречи делится на ряд периодов (в волейболе, теннисе, фехтовании, где встречи ведутся до победы, берётся примерное среднее время встречи). Например, всё время игры в футболе (2 * 45 мин) делится на 6 периодов по 15 мин. Занимающиеся получают задание играть в высоком темпе. Постепенно с ростом тренированности игроков время отдыха между периодами сокращается, кроме того перерыва, который обусловлен правилами соревнований.