Особенности методики воспитания некоторых видов специальной выносливости Воспитание выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности.
Утомление в работах максимальной интенсивности биологически определяется быстротой исчерпания анаэробных ресурсов, а также торможением нервных центров, развивающихся в результате небольшой активности. Поэтому при воспитании выносливости в работе такого типа стоят, прежде всего, задачи:
повысить аэробные возможности;
увеличить дееспособность нервных центров в специфических условиях работы максимальной интенсивности.
Методика повышения анаэробных возможностей уже была описана. Для решения второй задачи используют прохождение соревновательной дистанции с предельной скоростью. Однако, во избежание «скоростного барьера» этот вид работы нельзя повторять очень часто. Поэтому длину и скорость прохождения дистанции варьируют, преодолевая, в частности, несколько большие дистанции, чем соревновательная.
При воспитании специальной выносливости в работах субмаксимальной и большой интенсивности широко используется повторное преодоление отрезков, сильно укороченных по сравнению с избранной соревновательной дистанцией.
Выбор относительно коротких отрезков вызван стремлением приучить занимающегося к длительному передвижению на более высоких скоростях. Поскольку однократное прохождение короткой дистанции окажет слишком малое воздействие на организм, её проходят в каждом отдельном занятии многократно, добиваясь большого тренировочного эффекта (например, у квалифицированных спортсменов – стаеров - 200-400 м по 40-100 повторений.
Особенности воспитания выносливости в работах субмаксимальной, большой и умеренной интенсивности определяются спецификой требований к организму, предъявляемых в каждой из зон. Чем короче дистанция, тем большую роль играют анаэробные процессы, тем более важна способность выполнять работу в условиях недостатка кислорода. Наоборот, с увеличением дистанции возрастает значение аэробных реакций, совершенной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При воспитании выносливости в каждой из этих зон стоят три основные задачи:
повышение анаэробных возможностей;
улучшение аэробных возможностей, в частности, совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
повышение физиологических и психологических границ устойчивости к сдвигам внутренней среды, вызванных напряжённой работой.
Особенности воспитания выносливости в единоборствах и спортивных играх. Эти виды упражнений характеризует работа, непрерывно изменяющаяся как по интенсивности, так и по форме движений. Для представителей данных видов спорта существенное значение имеют как аэробные, так и анаэробные возможности организма. Если в минуты особого напряжения деятельность осуществляется в основном за счёт анаэробных источников энергии, то быстрота восстановления в период относительного «затишья» определяется мощностью аэробных механизмов. В процессе самих единоборств и игр трудно добиться избирательного воздействия на отдельные функции организма, весьма затруднительна здесь и точная дозировка нагрузки.
Поэтому представители данных видов спорта широко используют для воспитания выносливости различные циклические упражнения – передвижение на лыжах, кросс, бег, греблю.
Однако, с помощью лишь этих упражнений, не применяя упражнений своего вида спорта, нельзя добиться высокого уровня специальной выносливости. Большое внимание в этой связи заслуживает метод интервального упражнения в избранной деятельности. В единоборствах и спортивных играх он сводится к следующему: общее время игры или встречи делится на ряд периодов (в волейболе, теннисе, фехтовании, где встречи ведутся до победы, берётся примерное среднее время встречи). Например, всё время игры в футболе (2 * 45 мин) делится на 6 периодов по 15 мин. Занимающиеся получают задание играть в высоком темпе. Постепенно с ростом тренированности игроков время отдыха между периодами сокращается, кроме того перерыва, который обусловлен правилами соревнований.
- Основные понятия теории физического воспитания
- Физическое развитие
- Задачи физического воспитания
- Средства физического воспитания
- Происхождение и сущность физических упражнений
- Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- Содержание и форма физических упражнений
- Техника физических упражнений
- Основное звено техники
- Скорость движения
- Методические принципы и методы физического воспитания
- 4. Принцип систематичности
- 5. Принцип последовательности
- 6. Принцип прогрессирования
- Общая характеристика методов физического воспитания
- Метод строго регламентированного упражнения
- 2. Метод упражнения
- 3. Игровой метод
- 4. Соревновательный метод
- 5. Метод наглядности
- 6. Метод слова
- Методика воспитания быстроты двигательной реакции Воспитание быстроты простой реакции
- Воспитание быстроты сложной реакции
- Методика воспитания быстроты движения
- Техническая подготовка
- Воспитание выносливости. Выносливость как физическое качество.
- Основы методики воспитания выносливости
- Методика повышения аэробных возможностей
- Методика повышения анаэробных возможностей
- Дыхание и выносливость
- Особенности методики воспитания некоторых видов специальной выносливости Воспитание выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности.
- Воспитание ловкости
- Основы методики воспитания ловкости
- Воспитание гибкости
- Методика воспитания гибкости
- Формы занятий физическими упражнениями
- Урочные формы занятий. Общая характеристика.
- Определение задач урока
- Педагогическое построение урока
- Методика дозирования нагрузки на уроках
- Методика организации урока
- Неурочные формы занятий
- Самодеятельные групповые занятия
- Организованные групповые занятия
- Спортивная тренировка
- Основные этапы подготовки спортсмена и их место в тренировочном процессе
- Физическая подготовка
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Средства и методы спортивной тренировки
- Цикличность тренировочного процесса
- Подготовительный период
- Соотношение общей и специальной подготовки
- Особенности динамики нагрузок.
- Физическое воспитание детей школьного возраста
- Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста