Методика воспитания быстроты движения
В процессе быстроты движений необходимо всесторонне повышать функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах деятельности. Максимальная скорость, которую может проявить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов – уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т.п. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники. В качестве средств воспитания быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. Они должны отвечать по меньшей мере трём требованиям:
Техника должна быть такой, чтобы упражнения можно было бы выполнять на предельных скоростях.
Они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения.
Их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Выполнение скоростных упражнений относится к работе максимальной мощности, продолжительность которой не превышает у квалифицированных спортсменов 20-22 сек.
В число методов воспитания быстроты входит метод повторного упражнения. Этому подчиняются все характеристики метода (длина дистанции, интенсивность выполнения, интервалы отдыха, число повторений). Длина дистанции (или продолжительность упражнения) выбирается такая, чтобы скорость передвижения (интенсивность работы) не снижалась к концу попытки.
Движение выполняется с максимальной скоростью, занимающийся в каждой попытке стремится показать наилучший для себя результат. Интервалы отдыха становятся между попытками большими, чтобы обеспечить относительно полное восстановление.
Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное состояние возбудимости Ц.Н.С., которое может быть достигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены предыдущей деятельностью. Поэтому скоростные упражнения в занятиях обычно располагают ближе к началу, в системе занятий их планируют в основном на первый и второй день после дня отдыха.
Большое стимулирующее значение для проявления быстроты имеет использование в занятиях игрового и в особенности соревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъём, заставляют проявлять значительные усилия – это довольно часто ведёт к улучшению результата.
Стабилизация скорости движений и пути борьбы с ней
Описанная методика внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторить, с другой – многократное повторение приводит к образованию двигательного стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движения.
При этом стабилизируются не только пространственные характеристики движения, но и временные – скорость и частота. Образуется так называемый «скоростной барьер».
Стабилизация скорости – главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей. Пути предупреждения её несколько различны у начинающих и высококвалифицированных спортсменов.
В занятиях с начинающими такой путь – возможно более поздняя спортивная специализация при предварительной всесторонней физической подготовке на протяжении нескольких лет.
Пример: 100 м за 11,0 сек можно достичь узкоспециализированной тренировкой в спринте и путём всесторонней физической подготовкой с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера. И хотя результаты будут одни, возможности улучшения будут разные.
Основная задача подготовки начинающих спортсменов состоит в том, чтобы специализировать спортсмена в каком-либо одном упражнении, а применять иные средства и широко варьировать, добиваясь относительно высоких результатов. Скоростные упражнения здесь необходимо использовать не в стандартном виде, неизменном виде, а в вариантах, изменяющихся ситуациях и формах. Очень полезны, в частности, подвижные и спортивные игры, упражнения на местности.
В тренировке квалифицированных спортсменов в последние годы наметилась тенденция к уменьшению объёма работы в специализированном виде упражнений и к увеличению удельного веса скоростно-силовых и других общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений.
Например, у ведущих спортсменов-прыгунов прыжки в высоту через планку составляют не более 12-15 % всех прыжков. Основное время занимают упражнения со штангой и разнообразные (нестандартные) прыжки. Этим препятствуют стабилизации скорости отталкивания в прыжках в высоту. Сходная тенденция наблюдается в спринте, метании, тяжёлой атлетике.
В случае если стабилизация скорости всё же наступила, применяют специальные приёмы: ломки скоростного барьера и его гашения.
В основе приёмов ломки «скоростного барьера» лежит создание таких дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости.
Для этого применяют, например, бег вниз по наклонной дорожке, бег за лидером, бег с ускорением, бег с использованием механической тяги, метание облегчённых снарядов, метание утяжелённых снарядов поочерёдно со снарядами обычного веса, уменьшение длины троса при метании молота.
Силовая и техническая подготовка в связи с воспитанием быстроты.
Обычно, когда человек проявляет наивысшую скорость, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (например, вес и инерцию собственного тела). В этих случаях величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека. Уже отмечалось, что между силой и скоростью в движениях с различным внешним сопротивлением имеется определённая зависимость. Добиться увеличения скорости в каком-либо движении можно двумя путями:
За счёт увеличения максимальной скорости;
За счёт увеличения максимальной силы.
Опыт подсказывает, что существенно повысить максимальную скорость чрезвычайно трудно, задача же повышения силовых возможностей решается более просто. Поэтому в практике для роста уровня скорости широко используются силовые упражнения. Их эффективность тем более велика, чем большее сопротивление приходится преодолевать во время движения.
В процессе силовой подготовки, направленной на повышение скорости движений, решаются две условные задачи:
Повышение уровня максимальной мышечной силы (собственно силовых способностей);
Воспитание способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений (скоростно-силовых способностей).
Скоростно-силовые упражнения нужно применять в сочетании с собственно силовыми, как бы опираться на них. При использовании только скоростно-силовых упражнений не удаётся существенно повысить уровень максимальной силы, т.к. в быстрых движениях воздействие на нервно-мышечный аппарат очень кратковременно. Применяя собственно силовые упражнения для воспитания быстроты, следует учитывать, однако, что в условиях объёмных силовых нагрузок скорость движений обычно временно снижается. Она начинает повышаться лишь через 2-6 недель после того, как эти нагрузки прекращаются либо резко уменьшаются. В этот период используются главным образом скоростные упражнения с непредельными отягощениями.
- Основные понятия теории физического воспитания
- Физическое развитие
- Задачи физического воспитания
- Средства физического воспитания
- Происхождение и сущность физических упражнений
- Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- Содержание и форма физических упражнений
- Техника физических упражнений
- Основное звено техники
- Скорость движения
- Методические принципы и методы физического воспитания
- 4. Принцип систематичности
- 5. Принцип последовательности
- 6. Принцип прогрессирования
- Общая характеристика методов физического воспитания
- Метод строго регламентированного упражнения
- 2. Метод упражнения
- 3. Игровой метод
- 4. Соревновательный метод
- 5. Метод наглядности
- 6. Метод слова
- Методика воспитания быстроты двигательной реакции Воспитание быстроты простой реакции
- Воспитание быстроты сложной реакции
- Методика воспитания быстроты движения
- Техническая подготовка
- Воспитание выносливости. Выносливость как физическое качество.
- Основы методики воспитания выносливости
- Методика повышения аэробных возможностей
- Методика повышения анаэробных возможностей
- Дыхание и выносливость
- Особенности методики воспитания некоторых видов специальной выносливости Воспитание выносливости в циклических упражнениях различной интенсивности.
- Воспитание ловкости
- Основы методики воспитания ловкости
- Воспитание гибкости
- Методика воспитания гибкости
- Формы занятий физическими упражнениями
- Урочные формы занятий. Общая характеристика.
- Определение задач урока
- Педагогическое построение урока
- Методика дозирования нагрузки на уроках
- Методика организации урока
- Неурочные формы занятий
- Самодеятельные групповые занятия
- Организованные групповые занятия
- Спортивная тренировка
- Основные этапы подготовки спортсмена и их место в тренировочном процессе
- Физическая подготовка
- Спортивно-техническая и тактическая подготовка
- Средства и методы спортивной тренировки
- Цикличность тренировочного процесса
- Подготовительный период
- Соотношение общей и специальной подготовки
- Особенности динамики нагрузок.
- Физическое воспитание детей школьного возраста
- Цель и задачи физического воспитания детей школьного возраста