К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
Наиболее актуальная проблема текущего столетия - неуклонный рост частоты нервно-психических заболеваний, которые относятся к пограничным состояниям, психогенным расстройствам. При описании психогенных расстройств нельзя не раскрыть такие основополагающие понятия, как стресс (сильное эмоциональное напряжение) и депривация (дефицит возможности удовлетворения биологически и социально значимых потребностей), поскольку они определяют основные механизмы развития психогенных расстройств. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются подростки. В этом возрасте внешним выражением расстройств часто оказываются нарушения поведения вплоть до делинквентных, криминальных форм, которые выражаются тяжелыми аффективными разрядами. В последнее время научный интерес к проблемам детской агрессии существенно возрос. Рост агрессивности в молодежной среде отражает социальные проблемы нашего общества, в котором за последние годы резко возросла преступность несовершеннолетних. Причина агрессивности несовершеннолетних вызывает глубокое беспокойство как родителей, педагогов, психофизиологов, так и острый научно-практический интерес исследователей. Распространенность преступлений среди лиц этой возрастной группы, их качественные характеристики могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Неслучайно предупреждение преступности среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового общества как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом. Исследований, основанных на реальном опыте, коррекции и терапии, относительно немного. Агрессивные дети - один из самых малоуправляемых и плохо поддающихся терапии контингентов больных. Проявление агрессивности встречаются при психических заболеваниях, первое место принадлежит медикаментозной, биологической терапии. Агрессия влияет на все стороны и механизмы физиологической и общественной жизни, опосредуя специфику и динамику развития преступности. Одной из основных характеристик личности несовершеннолетних правонарушителей в условиях лишения свободы является агрессивность. Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психофизиологии только начинается.
Нами были выявлены особенности психофизиологического различия у несовершеннолетних правонарушителей женского пола в возрасте 15—17 лет, и группы девушек общеобразовательной школы (г. Рязань) в возрасте 16—17 лет. Достоверные отличия были найдены по всем видам агрессии. Наиболее агрессивными по всем видам агрессии оказались девушки воспитательной колонии. Физическая агрессия у девушек ВК равна 7,75 +0,23, а у девушек общеобразовательной школы — 4,43 + 0,73; косвенная агрессия у девушек ВК — 6,72 + 0,196, а у девушек общеобразовательной школы — 4,86 + 0,397; раздражение у девушек ВК соответственно — 7,14 + 0,14, а у девушек общеобразовательной школы — 4,24 + 0,32; негативизм у девушек ВК — 3,75 + 0,124, а у девушек общеобразовательной школы — 2,86 + 0,15; обида у девушек ВК — 6,01 + 0,17, а у девушек общеобразовательной школы — 4,71 + 0,34; подозрительность у девушек ВК — 6,88 + 0,18, а у девушек общеобразовательной школы — 5,19 + 0,37; вербальная агрессия у девушек ВК — 9,51 + 0,22, а у девушек общеобразовательной школы — 7,33 + 0,32; чувство вины, угрызения совести у девушек ВК — 7,35 + 0,19, а у девушек общеобразовательной школы — 5,95 + 0,22. Эти разности двух совокупностей имеют достоверные отличия р > 0,999 или р < 0,001.
О. В. Петюшкина
(Рязань)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: