Педагогические причины агрессивности подростков
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных-педагогических проблем нашего общества, где за последние годы резко увеличилось количество преступлений совершаемых подростками. Л.М Семенюк. подчеркивает тот факт, что участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточе нный характер. В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Под агрессией понимается сильно выраженная активность, стремление к самоутверждению. По мнению Л. Берковец, агрессия (и агрессоры) всегда оцениваются резко отрицательно как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. В то же время имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях: отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Однако «положительная агрессия» является, скорее, исключением, имеющим место в узко специальной сфере. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение.
К такой проблеме, как агрессивность подростков нельзя относиться безразлично, так как она несет в себе разрушительный характер, она уничтожает общество. Многие считают, что главной причиной агрессивности подростков является семья.
Д. И. Фельдштейн утверждает, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности подростка, являются не только недостатки семейного, но и школьного воспитания. У подростков утрачен интерес к учебе, фактически утеряны связи со школой. Необходимо отметить, что порой школа сама провоцирует агрессивность подростков. Низкая культура педагога, незнание детей, а также нежелание учителей заниматься диагностикой, изучением своих воспитанников являются одной из причин агрессивности подростков. Подросток, помимо того, что не защищен от насилия на улице, также подвергается внутришкольному и внутрисемейному насилию, что является провоцирующим агрессию фактором.
По мнению В. Баженова, проблема заключается в том, что подростки имеют искаженные представления о нравственности, справедливости, смелости, храбрости, товариществе. В школе преобладают массовые формы работы с учащимися, тогда как психология подростка требует нередко преимущественно индивидуального подхода в форме доверительного разговора. Поэтому общие беседы, собрания на нравственные темы проходят мимо отдельных подростков, которые затем оправдывают проступки незнанием правовых норм поведения. Необходимо отметить тот факт, что в школах пока не добились усиления взаимосвязи правового воспитания учащихся и формирования нравственных представлений, этических норм поведения, эстетического отношения к окружающей действительности. Именно усиление единства всех направлений воспитания является одним из значимых условий эффективности ранней педагогической профилактики.
Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.
По мнению Ф. Райса подростки ищут поддержки у тех, кто их принимает и подкрепляет их ощущение причастности. Таким образом, они создают свою субкультуру, вливаются во всевозможные неформальные течения. Неформальных групп в настоящее время очень много, и некоторые из них проявляют деструктивные формы поведения. Они являются опасными как для общества, так и для самих подростков.
Нами был проведен опрос 30 учителей школы № 21 города Набережные Челны Республики Татарстан, направленный на выявление причин агрессивности детей, их объединения в группировки и характера работы проводимой учителями по профилактике агрессивности подростков. Проанализировав полученные результаты, мы выявили следующее:
42,9 % учителей считают, что учащиеся не знают, как проводить свободное время, что является одной из причин их объединения в группировки. Второй причиной этого явления, по мнению учителей, является детский рэкет, 33,3 % учителей причины агрессивности детей видят в том, что существуют проблемы в семье, и в целях самозащиты дети проявляют агрессивность по отношению к окружающим. В числе причин агрессивности детей 7 учителей указали на средства массовой информации, фильмы, то есть боевики, «ужастики».
Преодоление насилия и агрессивности в школе, как отмечает А. Гугген-бюль, достижимо при наличии консенсуса с учащимися и невозможно вопреки их воле. Включение агрессивных подростков в социально значимую общественно оцениваемую деятельность побуждает их критически оценивать, пересматривать свое поведение, отношение к себе и к другим людям, создавая объективные предпосылки для нормального личностного становления.
Для решения этой проблемы требуется активное участие не только родителей, но и учеников, администрации школы и самих учителей. Учителя видят причины агрессивности подростков не в себе, то есть учителя не занимаются рефлексией собственной деятельности. Необходимо стараться направлять энергию и агрессию подростков в положительное русло, деятельность подростков должна носить не разрушающий, а созидательный характер. Семья и школа должны стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка - «времени праздного существования и безделья» за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям - чтению, самообразованию, занятию музыкой, спортом и т. д.
Е.А. Киреева
(Рязань)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: