logo
doc

Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха

  • Вряд ли можно найти среди доступных человеку двигательных навыков еще один столь же сложный, как навык письма. На формирование почерка ог­ромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объек­тивного плана. Субъективные факторы присущи личности пишущего, а объек­тивные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма. К субъективным факторам относятся: состояние органов зрения, строение костно-мышечного аппарата руки, степень его подвижности, особенности нервной сис­темы, прилежность, навык держать пишущий прибор.

  • Если сотню лет назад физиологи и психологи не видели в письме ничего, кроме чисто внешней, биомеханической сложности, и даже усматривали в го­ловном мозгу некий специальный «центр письма» - маленький участочек моз­говой коры, то сейчас наука смотрит на дело совершенно иначе. Доказано, что при поражении самых различных участков и областей головного мозга насту­пают нарушение в движениях пострадавшего, особенно сильно эти нарушения проявляются в сложных навыках, таких как письмо.

  • Нами была поставлена цель - изучить, чем отличается почерк детей с на­рушением слуха от почерка детей, не имеющих таких отклонений в здоровье. Специальными исследованиями у большинства детей младшего школьного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированно­сти не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

  • Нами были рассмотрены образцы почерков детей 7-15 лет. Внешне по­черки детей с нарушениями речи и детей без данных дефектов практически ни­чем не отличаются, но при более детальном изучении можно выделить некото­рые особенности. У детей с нарушениями речи в почерке чаще, чем у детей без нарушений, встречаются крупные точки, вместо некоторых точек стоят малень­кие кружочки, либо полное отмечается их отсутствие; преувеличенно начер­танные запятые; чуть реже, чем первый признак, встречаются предложения, на­чатые с маленькой буквы. Одной из особенностей почерка детей с нарушения­ми речи является слитное написание слова и союза (36 % из просмотренных образцов почерка).

  • Таким образом, из полученных предварительных данных следует, что де­ти и подростки с нарушением функций речи также имеют комплексные осо­бенности в развитии крупной и мелкой моторики рук, что непосредственно от­ражается в выполнении ими предложенного задания. Следовательно, мы можем нарушения слуха отнести к субъективным факторам, оказывающим влияние на формирование почерка.

  • С. О. Долгая

  • (Рязань)