logo
doc

Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области

  • Учитывая, что учебная деятельность занимает большую часть времени школьника, очевидно ее влияние на уровень состояния их здоровья. Непра­вильная организация учебно-воспитательного процесса приводит к развитию хронического утомления. Известно, что проблема сохранения работоспособно­сти тесно связана с гармоничностью физического развития. Исследовали: со­стояние физического развития и работоспособности в зависимости от умствен­ной нагрузки у школьников 11—12 лет одной из школ с углубленным изучени­ем английского языка г. Рязани и районного центра (г. Спасска). Оценка физи­ческого развития осуществлялась методом центильных шкал, работоспособно­сти - с помощью корректурных проб.

  • Обследовано 200 школьников. Были получены следующие результаты: в 6 классах школы г. Рязани отмечено появление девочек с резкодисгармоничным раз­витием (8 %), к 12 годам происходит увеличение их количества до 20 %. На наш взгляд, это связано с тем, что в 12 лет у девочек начинается период полового созре­вания, и от того, в каких условиях оно происходит, зависит состояние физического развития и работоспособность. В этот период организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов среды. В данном случае к таким факторам относятся обучение во вторую смену и большая умственная нагрузка. Среди 12­летних мальчиков также появляются дети с резкодисгармоничным развитием (19 %). У учеников Спасской гимназии наблюдается деакселерация физического разви­тия (увеличивается количество детей с резкодисгармоничным развитием в 11 лет: девочек - 23 %, мальчиков - 25 %). Возможно, это связано с большей умственной нагрузкой: начиная с 10-летнего возраста все занятия парные (по 2 урока каждого предмета) и многие дисциплины изучаются по углубленной программе. В то же время к 12 годам состояние физического развития у детей Спасской гимназии улучшается: уменьшается количество детей с резкодисгармоничным развитием (до 17 % среди девочек). Исследование работоспособности с помощью корректурных проб показало, что более высокие показатели характерны для наиболее гармонично развитых детей 11 лет школы г. Рязани (объем работы 556,8 ± 4,13; Q = 44,7 ± 0,34; K 1,8 ± 0,015). Для школьников 11 лет Спасской гимназии также характерны высо­кие показатели объема работы (522,2 ± 12,14). Может быть, это связано с тем, что при зачислении в эти школы учитывается успеваемость детей при поступлении и среди них отбираются наиболее подготовленные. В то же время у детей 11 лет Спасской гимназии отмечается значительное снижение коэффициента продуктив­ности (Q = 30± 0,91), что говорит о развитии утомления. Это происходит на фоне процесса деакселерации физического развития и, возможно, связано с нерацио­нальной организацией учебного процесса. Эти показатели изменяются у учеников 12 лет. У девочек 12 лет г. Рязани наблюдается снижение показателей объема рабо­ты (521,7± 5,9) и коэффициента подвижности нервных процессов в сторону тормо­жения (1,7 ±0,021). Это говорит о том, что обучение во вторую смену неблагопри­ятно и, в сочетании с высокой нагрузкой, отрицательно проявляется при оценке биологического возраста. У девочек 12 лет Спасской гимназии наблюдается обрат­ная ситуация (объем работы 650 ± 43,3; Q = 52,5 ± 5,15). Это связано также с улуч­шением состояния физического развития, с тем, что начало полового созревания, происходит в более благоприятных условиях, по сравнению с детьми г. Рязани, а именно обучение в первую смену и лучшая экологическая обстановка. Материал достоверно отличается, то есть P > 0.99 или P < 0,01.

  • Выводы:

    1. Количество гармонично развитых детей 11 лет среди школьников г. Ря­зани больше, чем среди школьников г. Спасска.

    2. Резко дисгармоничных школьников 12 лет в школе г. Рязани больше, чем в г. Спасске.

    3. Количество девочек с резко дисгармоничным развитием в школе г. Ря­зани больше, чем в школе г. Спасска.

    4. Показатели работоспособности детей 11 лет выше школы г. Рязани, чем детей 12 лет.

    5. Показатели работоспособности девочек 12 лет школы г. Спасска выше, чем у девочек 11 лет.

    • Сведения об авторах

    • Акулина М.В. — студентка 5 курса естественно-географического факуль­тета Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Научный руководитель: канд. мед. наук, доц. О.А. Белова

    • Андреева Н.В. — студентка 4 курса факультета русской филологии и на­циональной культуры Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

    • Научныйруководитель: канд. пед. наук, доц. Т.В. Ганина

    • Андреева Ю. — студентка 4 курса факультета иностранных языков Ря­занского государственного университета имени С. А. Есенина. Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Е.М. Аджиева

    • Баранова Ю.Е. — студентка 4 курса факультета истории и международ­ных отношений Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

    • Научный руководитель: д-р пед. наук, проф. Л.К. Гребенкина.

    • Бардина О. — студентка 4 курса физико-математического факультета Ря­занского государственного университета имени С. А. Есенина. Научныйруководитель: канд. пед. наук, доц. О.В. Ерёмкина

    • Бедкина А.А.— студентка 5 курса дошкольного и начального образова­ния Волгоградского государственного педагогического университета.

    • Беспалова В.М. — студентка 5 курса Елабужского государственного пе­дагогического университета.

    • Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Н.Н. Савина

    • Бутук Е. С. — студентка 4 курса естественно-географического факульте­та Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Научный руководитель: канд. мед. наук, доц. О.А. Белова

    • Волковинская Н.А. — студентка 4 курса естественно-географического факультета Рязанского государственного университета имени С. А. Есе­нина.

    • Научный руководитель: канд. мед. наук, доц. О.А. Белова

    • Грицай Л.А. — аспирантка кафедры педагогических технологий Рязан­ского государственного университета имени С. А. Есенина. Научный руководитель: д-р пед. наук, проф. Л.К. Гребенкина.

    • Долгая С.О. студентка 4 курса естественно-географического факуль- тета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Научный руководитель: канд. мед. наук, доц. О.А. Белова

    • Иванкова Т. И. — студентка 5 курса естественно-географического фа­культета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Научный руководитель: канд. мед. наук, доц. О.А. Белова

    • Игнатова Т.А. — студентка 5 курса естественно-географического фа­культета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Научныйруководитель: канд. мед. наук, доц. В.Ф. Сазонов

    • Исмакова Д. И. — студентка 5 курса Елабужского государственного пе­дагогического университета.

    • Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Н.Н. Савина

    • Карасева И.А. — студентка 4 курса факультета истории и международ­ных отношений Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

    • Научный руководитель: д-р пед. наук, проф. Л.К. Гребенкина.

    • Киреева Е.А — студентка 4 курса физико-математического факультета Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. О.В. Ерёмкина

    • Киселева А. П. — студентка 5 курса факультета русской филологии и на­циональной культуры Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

    • Научныйруководитель: канд. пед. наук, доц. Т.В. Ганина

    • Кострыкин Р.А. — студент 4 курса факультета дошкольного и начально­го образования Волгоградского государственного педагогического уни­верситета.

    • Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Т.С. Перекрестова

    • Кочеткова Ю. О. — студентка 4 курса естественно-географического фа­культета Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Н.В. Мартишина

    • Лисюткина Л.В. — студентка 5 курса естественно-географического фа­культета Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Научный руководитель: канд. мед. наук, доц. О.А. Белова

    • Литвинова Е. А. — студентка 5 курса факультета истории и междуна­родных отношений Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

    • Научный руководитель: д-р пед. наук, проф. Л.К. Гребенкина.

    • Лукьянова Э.В. — студентка 5 курса естественно-географического фа­культета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Научный руководитель: канд. мед. наук, доц. О.А. Белова

    • Ожерельева А.А — студентка 4 курса факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

    • Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Т.В. Ганина

    • Петюшкина О.В. — студентка 5 курса естественно-географического фа­культета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Научный руководитель: канд. мед. наук, доц. О.А. Белова

    • Подкидышев А.А. — студент 5 курса факультета истории и международ­ных отношений Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

    • Научный руководитель: д-р пед. наук, проф. Л.К. Гребенкина

    • Попова Н.В. — студентка 5 курса физико-математического факультета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. В.В. Крючкова

    • Пучкова Е.В. — студентка 5 курса естественно-географического факуль­тета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Научный руководитель: канд. мед. наук, доц. В.Ф. Сазонов

    • Пронькина А.В . — студентка 5 курса факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета име­ни С. А. Есенина.

    • Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Т.В. Ганина

    • Спицына К. — студентка 5 курса Елабужского государственного педаго­гического университета.

    • Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Н.Н. Савина

    • Суслова Л.А.— студентка 5 курса естественно-географического факуль­тета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Н.В. Мартишина

    • Сычкова А.В. — студентка 5 курса Елабужского государственного педа­гогического университета.

    • Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Н.Н. Савина

    • Фонарева И.Н. — студентка 5 курса факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета име­ни С. А. Есенина.

    • Научныйруководитель: канд. пед. наук, доц. Т.В. Ганина

    • Чистякова Ю.А.— студентка физико-математического факультета Ря­занского государственного университета имени С. А. Есенина. Научныйруководитель: канд. пед. наук, доц. В.В. Крючкова

    • Шайдулина Е.А. — студентка 4 курса факультета дошкольного и на­чального образования Волгоградского государственного педагогического университета.

    • Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Е.А. Маркушевская.

    • Шмаракова Л.Л. — студентка Тульского государственного педагогиче­ского университета.

    • Шмонова М. — студентка 4 курса физико-математического факультета Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. О.В. Ерёмкина

    • Щевьёв А.А. — студент 4 курса факультета истории и международных отношений Рязанского государственного университета имени С. А. Есе­нина.

    • Научный руководитель: д-р пед. наук, проф. Л.К. Гребенкина.