Раздел 1
Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
Н.В. Андреева
(Рязань)
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
В условиях летнего оздоровительного лагеря для успешной работы с детьми необходимо изучать и учитывать их интересы, а в процессе педагогической деятельности постоянно развивать эти интересы и прививать новые, ведь, как известно, интересы оказывают влияние на формирование личности человека и помогают в выборе будущей профессии.
Исследование проблемы интересов детей проводилось в с/к «Лучезарный», который находится в Спасском районе Рязанской области, среди детей, отдыхавших в 1 смену в 2006 году (их возраст - от 6 до 16 лет). Всего в лагере было 9 отрядов, из них 2 спортотряда. Дети в основном являются жителями Рязани, некоторые проживают в Рязанской области. Подавляющее большинство из благополучных семей: семей учителей и врачей, депутатов и бизнесменов, работников ГРПЗ.
Для того, чтобы правильно построить свою работу, вожатому необходимо изучить интересы и потребности детей своего отряда и выяснить, как они привыкли проводить свое свободное время дома и чем они хотят заниматься в лагере. Имея представление об интересах детей, легче решать проблемы организации детского коллектива, готовить с детьми художественные номера, помогать адаптироваться к условиям лагеря и многое другое.
Нами было проведено анкетирование в 5-ом и 2-ом отрядах, среди 48 детей. На основе результатов анкетирования, а также наблюдений и бесед мы смогли сделать определенные выводы об интересах и предпочтениях современных детей.
На вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» были получены следующие ответы:
на первом месте в - «гулять» (32,3 % у младших, 52,6 % у старших);
на втором - «играть» (у старших в компьютерные игры);
на третьем месте у 10-11-летних подростков стоит чтение (29 %), то есть получение информации, у старших просмотр телевизионных программ (21 %);
на четвертом месте в обеих группах стоят занятия, связанные с искусством в его разнообразных проявлениях: 10-11 лет - рисование, 13-14 лет - музыка.
Надо сказать, что младшие более спортивны, среди них спорт предпочитают 6,5 %, среди старших - 5,3 %. Спать подростки 13-14 лет любят больше младших: 5,3 % и 3,2 % соответственно. Среди прочих любимых занятий малыши отдают предпочтение прикладному творчеству (кружки, шитье, поделки), а старшие выбирают более пассивное времяпрепровождение (сон, кино, ухаживания за собой).
На вопрос «Любишь ли ты читать?» 26 % детей в возрасте 10-11 лет ответили «Нет», а 6,5 % не смогли дать точного ответа, остальные (67,5 %) читать любят. Наиболее популярная литература - фантастика, на втором месте - приключенческая литература, на третьем - сказки и страшилки, и лишь немногие дети предпочитают произведения на исторические и военные темы, детективы и легенды.
Большинство детей 13-14 лет читать не любят (42 %), а те, кто читает книги, предпочитают фантастику, потом идут детективы и классическая литература.
По телевизору дети младшего возраста любят смотреть сериалы (64,5 %), причем русские и разнообразной направленности, 16,5 % детей отдают предпочтение фильмам (боевикам и фильмам ужасов). Старшие предпочитают фильмы (52,6 %), музыкальные программы (15,8 %), мультфильмы и ток-шоу
(5,3 %).
12,9 % опрошенных среди детей 10-11 лет в кинотеатры не ходят, остальные любят фантастику, боевики, комедии, приключения, 26,3 % детей в возрасте 13-14 лет на вопрос: «Ходишь ли ты в кино?» дали отрицательный ответ. Остальные предпочитают смотреть в кино фильмы ужасов, фантастику и комедии.
На вопрос, как они относятся к занятиям в школе, дети 10-11 лет отвечали следующим образом:
хорошо 51,6 %;
отлично 29 %;
равнодушно 9,7 %.
Дети в возрасте 13-14 лет давали такие ответы:
равнодушно 68,3 %;
хорошо 15,8 %;
отлично 10,5 %.
На вопрос, интересует ли современных детей собственное будущее, были получены ответы: 32,3 % детей 10-11 лет и 68,4 % детей 13-14 лет не представляют свое будущее и не знают, кем они хотят быть. Наиболее популярная профессия в обеих группах - бизнесмен. Помимо этого в младшей группе было названо большое число самых разнообразных профессий (архитектор, переводчик, парикмахер, водитель, дизайнер, певец, филолог, политик, программист, теннисист и так далее). В старшей группе были названы только журналист и юрист.
Как известно, человек - существо социальное, и дети уже с ранних лет в той или иной форме сталкиваются с разными проблемами общества. Важно знать, какое же отношение сформировалось у них к таким негативным явлениям, как наркомания, курение и детская преступность. Младшие ребята, видимо, находятся под влиянием общепринятого мнения и единодушно выражают отрицательное отношение к этим явлениям. Старшие, помимо негативного отношения, иногда выказывают равнодушие или поддержку: к курению положительно относятся 10,5 % опрошенных, отрицательно - 79 %; к наркомании 15,8 % опрошенных относятся равнодушно, 73,7 % - отрицательно; к детской преступности равнодушно относятся 10,5 % опрошенных, отрицательно - 79 % В последнее время стала актуальной проблема патриотического воспитания детей, но прежде чем воспитывать, надо узнать позицию самих детей. На вопрос: «Считаешь ли ты себя патриотом?» 54,8 % детей из младшей подгруппы ответили «да», 45,2 % - «нет». Старшие отвечали следующим образом:
да - 42 %;
нет - 36,8 %;
не знаю - 10,5 %.
У детей можно выделить пассивный и активный интерес. Пассивный интерес представляет собой предпочтительную направленность, благодаря которой ребенок скорее обратит внимание на предмет, активный интерес настолько силен, что ребенок ищет ему удовлетворение. Задача вожатого - выявить положительные интересы детей и создать условия для их развития. А сделать это можно, проводя игры и викторины, например, викторины «Времена года», «Галактика», «Путешествие по Земному шару», конкурсы «Танцы всего мира», конкурс рисунка на асфальте «Я патриот!»; привлекая детей к участию в кружках, например в фотокружке, кружке глиняной игрушки, рисования, танцев и пения; проводя беседы и делясь личным опытом.
Ю. Андреева
(Рязань)
К ВОПРОСУ О РЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЕ
Одним из парадоксов профессиональной подготовки учителей в педагогических вузах, колледжах, училищах России является отсутствие среди обязательных учебных предметов специфических, раскрывающих теоретические основы и прикладные знания в такой значимой области, как педагогические конфликты. Полностью изжить конфликты в средней школе практически невозможно. Поэтому возникает необходимость поднять вопрос о способах их разрешения. Анализ некоторых конфликтов, сравнение выходов из них с моделями решений, способствующими благоприятному исходу, могут помочь предотвратить неблагоприятные последствия в подобных случаях.
Таким образом, актуальность исследования в данной области обоснована, поскольку оно может помочь предупредить педагогические конфликты.
Основными элементами конфликтного взаимодействия являются: объект конфликта; участники конфликта; социальная среда; субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.
На наш взгляд, наибольшую важность представляет такой компонент конфликта, как его участники. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники, образующие стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа: внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому; межличностный, при котором одна личность противостоит другой; конфликт типа личность-группа; конфликт типа группа-группа.
В школьной практике наиболее часто встречаются следующие конфликты:
Ученик - ученик. Межличностные конфликты возникают между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы, а также между лидерами микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования.
Ученик-учитель. В старших классах школьник стремится к автономии, открыто отстаивает право быть самим собой; в этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может приводить к конфликтам в любой форме. Конфликты между учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика.
Поскольку, всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, важным компонентом алгоритма его разрешения является анализ. Анализ конфликта предполагает как исследование его структуры и статики, так и динамики, стадий и этапов его развития. Динамика конфликта, как процесс его изменения, может быть представлена следующими этапами:
— предконфликтная ситуация (латентный период);
открытый конфликт (собственно конфликт), состоящий из трех стадий: инцидента (начало конфликта), эскалации (развитие конфликта),
завершения конфликта;
послеконфликтный период.
При обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, компромиссу и сотрудничеству, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения. В противоположном случае для завершения конфликта требуется конструктивное решение.
Рассмотрим пример конфликта, в котором конфликтующими сторонами являются ученики и учитель, проанализируем его на нескольких уровнях для выбора оптимального варианта его решения.
10 класс готовит клип к празднику. Староста (Светлана), официальный лидер класса, предлагает одноклассникам свою программу выступления, по которой класс начинает проводить репетиции. После болезни приходит неформальный лидер (Максим), который всегда брал на себя организацию подобных выступлений. Он предлагает свою программу, которую одобряет весь класс. На репетиции новой программы, после тщетных попыток склонить класс в свою сторону, Светлана в ярости обещает «испортить всем праздник». На конкурсе класс не занимает никакого места. В последствии открывается факт того, что староста уговорила жюри засудить выступающих из своего класса. Последние после праздника (с целью восстановить справедливость) рассказывают все классному руководителю. Учитель предлагает обсудить все позже, но обстоятельства осложняются. На следующий день у старосты день рождения, по настоянию Максима ей объявляют бойкот, не поздравляют с днем рождения, учитель не решается начать разговор о конфликте, но наказывает старосту тем, что не выделяет время в начале урока на ее поздравление и раздачу конфет, тем самым, дискриминируя ее. Максим удовлетворен таким исходом — оппонент подавлен, находится в отчаянии и одиночестве — предлагает одноклассникам прекратить бойкот на следующий день. Конфликт решен.
Проанализируем конфликт согласно принципам управления конфликтами (Г. С. Абрамова). Фактически, не был соблюден ни один принцип. Конфликт не был продиагностирован, третья сторона не смогла сохранить нейтралитет, был применен метод односторонних уступок, в результате была наказана одна сторона. Тактика «выигрыш-проигрыш» привела к деструктивным последствиям. Отсюда, очевидно, что в данном случае недостаточно выбора того или иного принципа разрешения конфликта, требуется его диагностика, систематический анализ его причин, выбор возможных путей разрешения, предвидение деструктивных или конструктивных последствий. Рассмотрим схему диагностики конфликта, как вариант его решения на конкретном примере.
Таблица
Схема диагностики конфликта
Этап диагностики конфликта | Содержание этапа |
1 2 | |
1. Определение видимых участников конфликта | Светлана - староста класса, Максим - лидер класса |
2—3. Выявление других участников и носителей затронутых интересов | После первичного анализа ситуации выявляются остальные участники конфликта, чьи интересы затрагиваются в той или иной степени в результате конфликта. Это группа выступающих на концерте |
4. Составление биографии конфликта | Максим не предпринял попытку объяснить старосте, почему класс должен действовать по его плану, Светлана недооценила сплоченность класса и повела себя нетактично по отношению к нему. Это и привело к конфликту |
1 I 2
5—6. Определение позиций участников и причин конфликта | Анализируется, какова позиция сторон на данный момент, в чем их потребности, интересы, опасения (см. карту конфликта) выявляются объективные и субъективные причины, объект конфликта. Объективные причины: различия в методах поведения, ценностях; плохие коммуникации; невозможность мирного существования двух лидеров одновременно. Объект конфликта - положение лидера в классе. Субъективные причины - см. карту конфликта |
7—8. Выявление намерений сторон, готовности договориться самим | Необходимо определить, готовы ли стороны договориться и урегулировать конфликт путем переговоров; требуется ли вмешательство другой стороны или иное решение. Староста сочла себя незаслуженно обиженной, решила отомстить обидчикам, после чего, лидер класса попытался урегулировать конфликт, призвав нейтральную сторону (педагога), но очевидно, что это было вызвано потребностью не в переговорах, а в защите. Таким образом, стороны не были готовы к компромиссу. Требовалось вмешательство третьей стороны, направленное на урегулирование ситуации |
9. Проведение переговоров | Если стороны могут договориться сами, то предлагается соответствующий вариант решения с прогнозом последствий для каждой из сторон с учетом необходимых затрат и усилий. В данном случае самостоятельные переговоры не возможны, ученики еще недостаточно сознательны, чтобы здраво рассуждать о причинах конфликта. Кроме того, переговоры будут психологически трудны для старосты, так она осталось без поддержки остальных членов класса |
10—11. Выбор посредника и проведение переговоров с его участием | Если стороны не могут сами прийти к соглашению, то предлагается проведение переговоров с участием посредника, прогноз последствий для каждой из сторон. В данном конфликте помощь посредника могла бы обеспечить конструктивный выход из конфликта. Но по некоторым причинам педагог не сумел привести их в исполнение, кроме того, он сам стал участником конфликта, встав на сторону большинства, этим самым он и предопределил исход конфликта и деструктивные последствия выхода их него для старосты |
Решение другими методами | Если разрешение конфликта невозможно путем переговоров, то разрабатывается соответствующее решение, в данном случае учащиеся самими выбрали способ выход из конфликта - они проигнорировали старосту, тем самым показав ей несправедливость ее поступка по отношению к одноклассникам. Фактически такой выход из конфликта не самый худший, поскольку не принес сильных нравственных потрясений ни одной из сторон. Победа осталась за правой стороной. |
Для выявления причин конфликта возможно использовать метод картографии конфликта, суть которого состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников, способов устранения причин, приведших к конфликту.
Участник 1 - лидер Потребности: уважение, самореализация, сохранение высокого положения в классе Опасения: потеря положения лидера, авторитета | Участник 2. - староста Потребности: авторитет, уважение Опасения: непризнание, плохие отношения с классом | ||||
1— | Взаимоотношения участников конфликта + | -► | Участник 4 - класс Потребности: сохранение существующего климата в классе Опасения: расширение конфликта, нежелание быть в него втянутыми, ухудшение климата в коллективе | ||
Участник 3 - классный руководитель Потребности: сохранение своего авторитета и дисциплины в классе Опасения: потеря управляемости и ухудшение отношений с классом |
На основе анализа конфликта предлагаем алгоритм его решения:
диагностика конфликта;
управление конфликтом;
анализ результатов конфликта, их деструктивности и конструктивности с целью предотвращения подобных ситуаций в будущем.
Конечно, данный алгоритм может и должен уточняться при применении для регулирования конкретных конфликтных ситуаций. Но в любом случае, методы решения, правильно подобранные в соответствии с разработанным алгоритмом разрешения конфликтов помогут найти конструктивный выход из любой неблагоприятно сложившейся ситуации, предотвратить дальнейшие разногласия и найти общий язык с бывшими оппонентами.
Ю.Е. Баранова И.А. Карасева
(Рязань)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: