Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка, ведь каждый дошкольник, достигая определенного возраста, обязательно идет в школу. В этот момент перед родителями встает сразу несколько очень серьезных вопросов. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или семь лет, а может в восемь? Справится ли ребенок со школьной программой, нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями?
Озабоченность родителей, педагогов будущих первоклассников, особенно в наше время, понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависят успеваемость ребенка в последующие годы, его отношение к школе и благополучие в школьной жизни.
У врачей и педагогов в настоящее время стало вызывать тревогу то, что все чаще и чаще в категорию слабоуспевающих попадают дети из благополучных семей, имеющих достаточно высокий уровень умственного развития, именно те, кто овладел навыками чтения и счета еще до школы.
Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду определенный уровень физиологического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
В настоящее время считаются, что «школьная зрелость» ребенка зависит от определенного комплекса морфологических, биологических и социальных факторов его развития. Следует учитывать и те факты, что к семи годам завершается развитие нервных клеток головного мозга. Но, в свою очередь, не завершено развитие опорно-двигательного аппарата, деятельность первой сигнальной системы преобладает над работой второй сигнальной системы.
Преобладающая роль в готовности ребенка к обучению в школе принадлежит не отдельным факторам, а комплексу социально-биологических факторов, где преобладающую роль занимают биологические факторы. Но до настоящего времени понятие «школьной зрелости» не имеет единого толкования: одни авторы при определении «школьной зрелости» оценивают комплекс, состоящий из физического, социального и психического развития ребенка; другие
- функциональную зрелость отдельных органов и систем организма.
В нашей работе были использованы стандартные методики - скрининго-вый тест школьной зрелости (модернизированный тест Керна-Ирасека) и мотометрический тест (вырезание круга). Исследование приводилось на базе школы с углубленным изучением английского языка г. Рязани. Дети проходят «школу молодого первоклассника», в которой они сдают определенные экзамены. На основании баллов, набранных ребенком, дети подразделялись на три группы -незрелые, сомнительно зрелые и зрелые по готовности их к поступлению в школу. Тест вырезания круга «мотометрический тест» определяет степень развития мелких мышц кисти ребенка, координации движений. Выполненное задание оценивалось в пределах трех баллов. Нами ставилась задача выявления возрастных и половых различий в развитии школьно-необходимых функций у детей 6-7 лет, чтобы установить их зависимость от состояния здоровья и других факторов. Было обследовано 73 ребенка 6-7 лет первых классов начальной школы.
Судя по данным скринингового теста в октябре 2005 года уровень развития мальчиков (по вербальной шкале) составил: незрелость - 2,8 %; сомнительная зрелость - 5,5 %; зрелость 91,7 %. Уровень развития мальчиков (по невербальной шкале) составил: незрелые - 8,3 %; сомнительно зрелые - 50 %; зрелые
- 41,7 %. По мотометрическому тесту готовы - 69,4 %; не готовы - 30,6 % мальчиков. В марте 2006 года уровень развития мальчиков (по вербальной шкале) составил: зрелость - 83,3 %; сомнительная зрелость - 16,7 %. Уровень развития мальчиков (по вербальной шкале) составил: зрелость - 100 %. По мотометрическому тесту готовы - 89,2 %; не готовы - 10,8 % мальчиков.
В октябре 2005 года уровень развития девочек (по вербальной шкале) составил: зрелость - 75,7 %; сомнительная зрелость - 16,2 %; незрелость- 8,1 %. Уровень развития девочек (по невербальной шкале) составил: зрелость -29,7 %; сомнительная зрелость - 56,7 %; незрелость - 13,6 %. По мотометрическому тесту 81,1 % девочек - готовы; 18,9 % - не готовы.
В марте 2006 года уровень развития девочек (по вербальной шкале) составил: зрелость - 86,4 %; сомнительная зрелость - 13,6 %; Уровень развития девочек (по невербальной шкале) составил: зрелость - 91,8 %; сомнительная зрелость - 8,2 %. По мотометрическому тесту готовы - 91,7 %; не готовы -8,3 % девочек. Мотометричесикй тест вызвал затруднения, как у мальчиков, так и у девочек в октябре и марте. Получены данные, что во втором классе мотометрический тест выполняют 80 % девочек и 75 % мальчиков, что говорит о недостаточном развитии мелких мышц кисти.
Таким образом, мы видим, что девочки 6-7 лет превосходят мальчиков того же возраста по выполнению теста. Поэтому с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов к систематическому обучению в школе, но в тоже время очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и психическому напряжению. Мы считаем, что данная проблема требует дальнейшего тщательного изучения.
Л. В. Лисюткина
(Рязань)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: