Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
Английский язык — самый широко используемый язык на земле. Он занимает особое место в 75 странах мира, в 19 странах он является государственным языком. Английский язык как язык международного общения называют «глобальным языком» («global language»), он предоставляет возможность общения и деятельности практически в любом государстве мира.
Владение английским языком становится насущной необходимостью, но вместе с тем простое овладение определённой суммой знаний и соответствующими навыками, связанными с различными аспектами языка (лексикой, фонетикой, грамматикой), явно не достаточно для полного владения языком.
Экономические, культурные и научные контакты России с англоязычными странами делают актуальным лингвокультурное изучение языка, то есть усвоение знаний культурного характера и ознакомление учащихся с национальной культурой носителей изучаемого языка. В связи с этим в методике преподавания иностранных языков появилась теория межкультурного обучения и новый термин «межкультурная дидактика» [4, 128].
В условиях «многоязычного и поликультурного пространства» [4, 83] такой подход к обучению становится необходимостью, так как обучение на иностранном языке подразумевает не просто диалог на уровне индивидуумов, но «готовность и способность к ведению диалога культур». Кроме того, мульти-культурная картина мира, по словам В. В. Воробьёва, требует формирования общепланетарного характера личности, воспитания международно ориентированной личности, осознающей взаимозависимость и целостность мира, толерантно воспринимающей чужие культуры, признающей равноправие и равноценность культур. Н. Д. Гальскова полагает, что обучение в контексте межкультурной парадигмы имеет большой личностно-развивающий потенциал и весьма перспективно для общеобразовательной школы [1, 4].
Сущность лингвокультурологического подхода к обучению английскому языку состоит в том, чтобы наряду с формированием коммуникативной компетенции (решение коммуникативных задач с помощью языка, культура общения, речевая культура и т. д.) формировать и лингвокультурологическую компетенцию, то есть способствовать приобретению учащимися индивидуального опыта общения с чужой лингвокультурой.
Н. Д. Гальскова выделила следующие цели и задачи лингвокультурного изучения английского языка:
научить учащихся употреблять язык в аутентичных ситуациях межкультурного общения;
способствовать усвоению учениками чужого образа жизни, поведения;
содействовать расширению индивидуальной картины мира учащегося за счет приобщения к языковой картине мира носителей языка и формирования у учащихся понимания лингвокультурной специфики носителя языка при сохранении «индивидуального национального природного стиля» общения [1, 4].
Формы работы с культуроведческим материалом могут быть различными: работа с аутентичными текстами для аудирования и чтения, ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение на карте географических наименований, краткий пересказ текста; работа с картинками; работа с географическими картами; работа со знаками и символами культуры; работа с проектами и сообщениями культуроведческого характера и т. д. [2, 51-55].
Целенаправленное использование лингвокультурологического аспекта обучения на практике способствует формированию общеучебных умений у учащихся и коммуникативных способностей, обогащению и закреплению знаний лексических единиц языка, развитию логического, пространственного, аналитического мышления и способности к догадке, к сравнению, сопоставлению и т. д. [2,51-53]. Это также помогает развитию и совершенствованию у обучаемых лин-гвокультуроведческой мотивации (то есть создает положительную мотивацию усвоения языковых средств при приобретении культуроведческой информации), воспитанию их в контексте диалога культур, обеспечивает устойчивый результат в области практических навыков и умений по применению языка как средства межчеловеческого и межкультурного общения, содействует приобретению школьниками обширных культуроведческих знаний, которые становятся составной частью их «информационного тезауруса» [3,57].
Согласно Н. Д. Гальсковой, лингвокультурологическое обучение, , призвано направить общественное сознание на сохранение этнической идентичности, а также формировать на индивидуальном уровне сознания ощущения этнопсихологической принадлежности к межэтнической общности [1, 5]. Кроме того, оно способствует повышению социальной мобильности современного ученика на рынке труда в общеевропейском и мировом пространствах.
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: