Роль ктд в воспитательном процессе
При проведении воспитательной работы, необходимо, прежде всего, учитывать цель современного воспитания: формирование гармонично-развитой личности в соответствии с ее интересами и возможностями. Эта цель осуществляется педагогом путем использования личностно ориентированного подхода. Таким образом, задача учителя увидеть потенциал каждого ученика и развить его.
Первый шаг к решению этой задачи - проведение диагностики. С точки зрения О.Г. Кутеевой личность характеризуется следующими потенциалами:
познавательный;
ценностный;
творческий;
коммуникативный [1].
Эти потенциалы и выступают критериями результативности воспитательного процесса.
КТД является универсальным средством как диагностики, так и последующего развития способностей ребенка. Кроме того, данная методика развивает в ребенке инициативность и самостоятельность. Она базируется на принципе 4 сами:
САМИ находим;
САМИ готовим;
САМИ проводим;
САМИ анализируем [2].
Сфера познавательных интересов учащихся раскрывается на стадии выбора дела (сами находим). Творческий и коммуникативный потенциалы проявляют себя на стадиях подготовки и проведения дела. Ценностный потенциал необходимо отслеживать на протяжении всех стадий, но ярче всего он покажет себя при анализе проведенной работы.
Для удобства проведения диагностики подобного рода О.Г. Кутеева рекомендует составление таблицы.
Таблица
Диагностика проведения КТД
ФИО учащихся | ПОТЕНЦИАЛ | |||
познавательный | ценностный | творческий | коммуникатив -ный | |
| Интересы в сфере истории и прикладного искусства | Сложившаяся система ценностей | Хорошо рисует | Умеет самостоятельно строить отношения в группе |
Если эта таблица применяется педагогом при анализе участия детей в КТД, нам представляется целесообразным добавить в нее еще один критерий: деятельностный потенциал. Многие дети могут подать идею, но не обладают в достаточном объеме организаторскими способностями для ее реализации.
После заполнения этой таблицы педагог делает вывод и формулирует воспитательные задачи, для решения которых могут использоваться различные виды и типы КТД во всем их многообразии.
Для развития познавательной активности могут применяться следующие
виды:
путешествия («Читай-город», «Университет таинственных явлений»);
защиты («Фантастических проектов», «Что нам интересно», «Расписание на неделю»);
бои («Интеллектуальный хоккей», «Брейн-ринг»).
Для формирования ценностных ориентиров подойдут КТД следующих видов:
дискуссия;
службы («Знакомств», «Спасения», «Добрых дел»);
магазин («Добрых слов», «Советов»). Для развития творческих способностей:
выставка (поделок, рисунков);
остров («Сокровищ», «Мечты», «Находок»);
концерт «Ромашка».
Для развития коммуникативных способностей используются:
КТД общения («Круг знакомств», «СОВА», «Вече», «Школа этикета»);
встречи («Знатоков», «Интересных людей», «За круглым столом»);
— вечер («Знакомств», «Вопросов и ответов», «Литературный»).
Одним из несомненных плюсов данной методики является то, что эти задачи решаются по преимуществу незаметно для детей, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов [3].
Активное использование методики КТД в воспитательной работе предполагает оказание помощи воспитаннику в осознании себя личностью; в выявлении и раскрытии его потенциальных возможностей; становлении его самосознания; дает возможность оперативно корректировать процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей, и, что особенно важно, подобный подход позволяет проектировать будущие результаты воспитания, как по отдельным учащимся, так и по классу в целом.
Список использованной литературы
Кутеева, О.Г. Планирование воспитательной работы на основе личностно ориентированного подхода // Классный руководитель. — М., 2001. — № 1. — С. 55.
Ясницкая, В.Р. Играем. Советуем. Предлагаем. — Димитровград, 1995. — № 6 (17).
Иванов, И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — С. 30.
О. Бардина
(Рязань)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: