logo
doc

Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов

Студенчество сегодня - наиболее активная часть российской молодежи, социальные ориентиры которой в недалеком будущем определят деятельность российской интеллектуальной элиты и вектор развития России. На студентов педагогических вузов - будущих учителей, возлагается вся ответственность по формированию, развитию и совершенствованию личности ребенка, будущего гражданина мира.

Обществу необходимы современно образованные, нравственные, пред­приимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способ­ные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструк­тивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Учителя несут моральную ответственность перед государством и обществом за будущее страны, но в той же мере велика и ответственность и обязанность го­сударства в лице правительственной власти обеспечить достойное существова­ние его интеллигенции.

Базой исследования послужили два вуза - Елабужский государственный педагогический университет и Набережночелнинский государственный педаго­гический институт. Проведенный нами дважды устный опрос, в котором участ­вовали 180 студентов (2004 г.) и 102 (2006 г.), а так же двойное анкетирование, которым были охвачены 72 ( 2004 г.) и 84 (2006 г.) студента дали результаты, которые свидетельствуют о том, что угнетенные невостребованностью своего творческого потенциала 15 % (2004 г.), тяжелым материальным положением 78 % (2004 г.), оказываясь в эпицентре экстремальной социально-экономической ситуации, учитель - продолжает служить профессии как некое­му «святому делу», решая повседневные проблемы.

Повторное анкетирование доказывает, что положение современного учи­теля считают «нормальным» 47,6 % (2006 г.) респондентов, тогда как «тяже­лым» 32,1 % и «неудовлетворительным» 20,2 % (2006 г.) студентов. Происхо­дит понимание того, что человек, оказывающийся в состоянии брать на себя от­ветственность за создание условий для формирования личности ребенка, всегда должен быть независим от внешних эмоциональных оценок и факторов, пере­фразируя К. С. Станиславского — «любить искусство в себе, а не себя в искус­стве».

39,7 % студентов, опрошенных в 2004 г. и 32,7 % — в 2006 г., объясняют свое нежелание работать в системе образования низким статусом учителя в об­ществе, его социальной незащищенностью со стороны государства психологи­ческой сложностью педагогического труда, большой учебной нагрузкой, а так­же пугающим будущих учителей низким уровнем воспитанности подрастающе­го поколения (2004 г.).

В ходе анализа публикаций в психолого-педагогических периодических изданиях за 2005—2006 гг., мы пришли к выводу, что современная ситуация по повышению социального статуса учителя стабилизируется, меняясь к лучшему (концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг., доклады коллегии Министерства образования науки РФ от 10 октября 2005 г. по вопросам национальных проектов в сфере образования, ежегодные конференции в г. Санкт-Петербурге научных руководителей и практических работников школ по анализу и обобщению опытно-экспериментальной работы, конкурсные программы для учителей общеобразо­вательных учреждений на премию Президента РФ и т. д.).

Если говорить о требованиях к учителю и системе образования в целом, со стороны общества и государства, то в последнее время они формулируются как образовательное обеспечение «национальной идеи» - достижения конку­рентоспособности страны, экономики, индивида. Динамика современного мира подталкивает студентов к собственному нахождению путей решения возни­кающих проблем.

Студенты рассматривают творческий потенциал личности как средство производства и интеллектуальный продукт, который становится определяющим фактором роста, преобразующим социальную картину положения учителя. Труд учителя - это заведомо творческий процесс, которому сегодня необходи­мо уделять особое внимание. Так полагают 15 % (2004 г.) и 30,5 % (2006 г.) оп­рошенных студентов. Благодаря творчеству развивается интеллектуальный по­тенциал учеников, способствующий достижению ими высокого уровня конку­рентоспособности на мировом рынке труда. Учитель - необходимое социально - экономически и интеллектуально значимое звено развития общества.

Для студентов в возрасте от 17 до 22 лет, личный пример школьного учи­теля (24,6 % — 2004 г.; 29% — 2006 г.), так же, как и личный пример препода­вателя педагогического вуза (21% — 2006г.) являются мотивами для дальней­шего продолжения работы в системе образования.

Учитель становится примером подражания для 12,6 % (2004 г.) и 58 % (2006 г.) студентов, что увеличивает его значимость и уважение со стороны общественности. Отличающими особенностями педагогической деятельности 24,6 % (2006 г.) опрашиваемых студентов считают динамизм профессиональ­ной деятельности и общение с детьми — 41 % (2004 г.) и 47,2 % (2006 г.). «Осознанным» и «самостоятельным» выбор педагогического вуза становится для 39,7 % (2004 г.), 34,5 % (2006 г.), 27,3 % (2004 г.), 29 % (2006 г.) студентов, что говорит о личной заинтересованности и значимости профессии учителя.

Согласно полученным данным лишь 6,7 % в 2004 г. из 180 опрошенных студентов готовы были продолжить заниматься профессионально-педагогической деятельностью в школе. На сегодняшний день их отношение изменилось, на тот же самый вопрос через два года утвердительный ответ дали 38 % (2006 г.) из 84 прошедших анкетирование студентов и 21,5 % из 102 устно опрошенных студентов.

Быть учителем сегодня становится престижно, перспективно, интересно и увлекательно, в педагогической деятельности современный студент, он же мо­лодой учитель, может заниматься научной деятельностью, самореализовываясь и саморазвиваясь, достигая творчески поставленных перед собой воспитатель­ных, обучающих и развивающих задач, проявляя креативность и новаторство в современной школе.

Л.А. Суслова

(Рязань)