Г. Рязани
В настоящее время актуальной является проблема здоровья детей и подростков, обучающихся в современных школах. В связи с этим было проведено исследование показателей физического развития учащихся общеобразовательной школы № 48 и школы № 25 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, которые различаются уровнем учебной нагрузки. На протяжении 3 лет (с 2004 по 2006 год) было обследовано 90 школьников 10-х и 11-х классов.
Оценку физического развития подростков с определением биологического возраста и гармоничности морфофункционального состояния проводили по комплексной методике «Оценка физического развития и состояние здоровья детей и подростков» с помощью центильных шкал (таблиц) (С.Б. Тихвинский). По результатам сопоставления центильных оценок длины, массы тела и окружности груди дается заключение о гармоничности развития (М.М. Безруких, М.Ф. Рзянина, Л.Г. Молочный).
Биологический возраст определяли по развитию у юношей и девушек вторичных половых признаков (В.Р. Кучма). Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием критерия Стьюдента для нормального распределения (Г. Ф. Лакин).
При оценке физического развития мы учитывали биологический возраст и гармоничность морфофункционального статуса школьников-подростков.
Оценку биологического возраста школьника-подростка проводили сопоставлением показателей его развития со средним возрастно-половым стандартом [5].
Соответствие биологического возраста паспортному у исследованных подростков
11 А класс школы №25
100%
90% Н 80% 70% 60%-50%-40% 30% 20%-10%-
0%
10 А класс школы №25
11 Б класс школы №48
10 А класс школы №48
* Проценты отражают количество учащихся с данной характеристикой в каждом из классов. (100 % - весь класс).
Как показывает диаграмма 1, у школьников-подростков наблюдается отставание биологического возраста от паспортного во всех исследованных классах как общеобразовательной школы, так и школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Это подтверждает общую закономерность настоящего времени - отставание биологического возраста от паспортного составляет 3—4 года [1]. Причем в 11-х классах обеих школ средний процент отставания выше, чем в 10-х классах (различия достоверны, р < 0,05). Отмечается и другая закономерность: в общеобразовательной школе отставание биологического возраста от паспортного меньше, чем в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (различия не достоверны).
В подростковом периоде происходит активное развитие желез внутренней секреции, повышается уровень половых гормонов в крови. Возможно, и усиленная нагрузка у учащихся школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла играет в этих условиях не последнюю роль, так как при повышенных школьных нагрузках быстрее наступает переутомление, способствующее ослаблению здоровья.
* Проценты отражают количество школьников с соответствующим уровнем физического развития.
Распределение уровней физического развития в исследованных классах.
Согласно диаграмме 2, количество гармонично развитых 10-классников обеих школ больше, чем 11-классников (различия не достоверны). Отметим, однако, и появление довольно высокого процента резко дисгармоничных подростков в обеих этих школах. Резко дисгармоничных 10-классников меньше, чем 11-классников (различия достоверны, р < 0,01). Вероятно, это связано с тем, что в 11-х классах происходят более интенсивные процессы биологического созревания, чем в 10-х. В выпускных классах учебная нагрузка увеличивается ещё больше, чем в 10-х. Возрастает несоответствие нагрузок физиологическим возможностям школьников. Все это может привести именно в данном возрасте к наиболее выраженным отклонениям.
Выводы:
Наблюдается отставание биологического возраста от паспортного во всех исследованных классах на 3—4 года, причем в 11-х классах отставание больше, чем в 10-х классах.
В общеобразовательной школе отставание биологического возраста от паспортного меньше, чем в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
3. Количество гармонично развитых старшеклассников среди 10-классников обеих школ больше, чем среди 11-классников.
4. Резко дисгармоничных 10-классников обеих школ меньше, чем 11-классников.
Наблюдается несоответствие реальных нагрузок функциональным возможностям и возрастным особенностям учащихся. В связи с этим следует сделать вывод, что сам по себе подростковый период в онтогенезе является «фактором риска», что обуславливает необходимость наблюдения за здоровьем школьников - подростков и использования здоровьесберегающих технологий, направленных на улучшение состояния здоровья подросткового контингента.
Список использованной литературы
Апанасенко, Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. — Киев : Здоровье, 1990.
Доскин, В. А. Морфофункциональные константы детского организма / В.А. Доскин, Х. Келлер, Р.В. Тонкова-Ямпольская. — М. : Медицина, 1997.
Кучма, В. Р. Гигиена детей и подростков. — М. : Медицина, 2001.
Педиатрия: учеб. для мед. вузов / под ред. Н.П. Шабалова. — СПб. :
СпецЛит, 2005.
5. Справочник педиатра / под ред. Н.П. Шабалова. - М. : Медицина, 2004.
Е.С. Бутук
(Рязань)
ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКОВ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
И Г. ГАГАРИНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В подростковом возрасте на начальных этапах полового созревания обнаруживаются «регрессивные» отклонения в организации состояния покоя как готовности к действию и в мозговом обеспечении важнейших для формирования познавательной деятельности функций - восприятия и внимания. В основе наблюдаемых изменений лежат мощные биологические перестройки, сопровождающиеся разбалансировкой отдельных звеньев регуляторной системы и снижением коркового контроля.
На поведенческом уровне это проявляется в эмоциональной неустойчивости, неуправляемости, снижении работоспособности и адаптационных возможностей в процессе учебной деятельности. Тревожность представляет собой индивидуально психическую особенность человека, проявляющуюся в склонности к частым неприятным переживаниям, что неблагоприятно отражается на всех сферах жизни индивида. Особое внимание проблема тревожности привлекает потому, что выступает ярчайшим примером школьной дезадаптации ребёнка, отрицательно влияя на учёбу, общение как в школе, так и за пределами её, на здоровье и общий уровень психофизиологического благополучия
Тревожность - это особое эмоциональное состояние, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, которая сопровождается страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми (А. Ф. Батаршев).
Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги (Ю.Л. Ханин, 1980; R.B. Cattell, I.N. Scheier, 1961; I.G. Sarasori, 1972; Anxiety and Belavior, 1966). тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности являются выражением неудовлетворения значимых потребностей человека: актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при устойчивой тревожности. Тревожность — устойчивое личностное состояние, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.
Таблица
Показатели личностной и ситуационной тревожности среди школьников-подростков 10-х классов школы г. Рязани за 2004 - 2005 гг. Тревожность школьников г. Рязани
Виды тревожности
Девочки (М1 ± пц)
Мальчики
Личностная
2,04 ± 0,06***
2,07 ± 0,079***
Ситуационная
1,94 ± 0,08*
1,97 ± 0,12*
*** — третья наивысшая степень достоверности p > 0,999 или p < 0,001;
** — вторая степень достоверности p > 0,99 или p < 0,01;
* — первая степень достоверности p > 0,95 или p < 0,1.
Изменение уклада жизни в России за последние 20 лет привело к повышению уровня психологических нагрузок и процессов стрессоустойчивости как у взрослых, так и у школьников-подростков.
В результате неблагоприятные условия способствуют ухудшению психического и психосоматического здоровья подростков. Это связано с повышенной чувствительностью подросткового организма в период полового созревания к воздействию факторов внешней и внутренней среды, а также с процессом деак-селерации.
Ведущее место в структуре патологии у детей и подростков занимают пограничные состояния, которые рассматриваются как выражение измененной деятельности системы адаптации. Следует учитывать различные аспекты адаптации подростков к школьному обучению: психофизиологическую и социально-психологическую. Критериями последней в подростковом возрасте является эффективность учебной деятельности, эмоциональное благополучие, усвоение норм поведения, способность налаживать межличностные контакты.
В исследованиях был проведен анализ состояния психофизиологического здоровья учащихся общеобразовательных школ г. Рязани среди 10-х классов для сопоставления показателей уровня личностной и ситуационной тревожности. Всего в обследовании участвовало 102 подростка: учащиеся школы г. Рязани г. Гагарина Смоленской области. Из них 27 девочек и 20 мальчиков - учащиеся школы г. Рязани и 36 девочек и 19 мальчиков школы г. Гагарина.
По данным обследования проведенного в школе г. Рязани получены следующие данные:
оптимально адаптированные подростки (средний уровень тревожности) по шкале личностной тревожности составляют — 62,9 % девочек и 55 % мальчиков; по шкале ситуационной тревожности — 37 % девочек и 40 % мальчиков;
подростки с высоким уровнем личностной тревожности составляют — 5 % мальчиков и 0 % девочек, а по уровню ситуационной — 3,7 % девочек и 10 % мальчиков;
подростки с низким уровнем личностной тревожности — 29,6 % девочек и 20 % мальчиков, а ситуационной — 44,4 % девочек и 15 % мальчиков;
подростки с очень низким уровнем тревожности составляют 7,4 % девочек и 20 % мальчиков по личностной и 14,9 % девочек и 35 % мальчиков по ситуационной тревожности.
Учащихся с очень высоким уровнем как личностной, так и ситуационной тревожности в данной школе выявлено не было, но следует отметить, что в результатах работ прошлых лет они встречались, например, в г. Рязани.
Анализ исследований проведенных в школе г. Гагарина показал что:
оптимально адаптированных подростков по шкале личностной тревожности — 58,8 % девочек и 26,5 % мальчиков, а по ситуационной — 19,6 % девочек и 35,8 % мальчиков;
подростки с очень высоким уровнем личностной тревожности составляют — 2,8 % девочек и 0 % мальчиков; учащихся с очень высоким уровнем ситуационной тревожности не было;
подростки с очень низким уровнем личностной тревожности составляют 2,8 % девочек и 15,9 % мальчиков; по уровню ситуационной тревожности — 35,6 % девочек и 21,8 % мальчиков;
подростки с низким уровнем тревожности по шкале личностной тревожности составляют 35,6 % девочек и 57,6 % мальчиков, а по ситуационной — 44,8 девочки и 42,4 % мальчики.
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: