Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
Трудно спорить с утверждением о том, что самочувствие школьников оказывает воздействие на успешность их учебной деятельности. Однако возникает закономерный вопрос: «А можно ли улучшить самочувствие учеников непосредственно во время урока? В качестве приема, предположительно влияющего на самочувствие учащихся, мы выбрали паузу отдыха продолжительностью 2 минуты, которую можно было включать в ход урока.
В начале урока по психофизиологии, проводимого 1 раз в неделю, мы объявляли учащимся паузу для отдыха, в течение которой предлагали им отдыхать и не заниматься никакой деятельностью. Эту процедуру мы повторяли в течение 4-х уроков на протяжении 4-х недель.
Целью нашей работы было определить, влияет ли специально объявленная пауза для отдыха во время урока на самочувствие учащихся.
Наша гипотеза заключалась в предположении о том, что непродолжительная двухминутная пауза для отдыха может положительно повлиять на самочувствие учащихся.
Экспериментальная проверка данной гипотезы проводилась в школе № 38 г. Рязани с учащимися общеобразовательного класса 9 «В» (n = 27). Самооценку субъективного состояния мы проводили по аналогии с известным графическим тестом самооценки Дембо - Рубинштейн. При обработке результатов качественные графические значения переводили в количественно-цифровые в диапазоне значений от +1 до -1. Таким образом, от каждого испытуемого мы получали субъективную оценку уровня функционального состояния (самочувствия), выраженную в долях единицы. Эти данные можно было обрабатывать количественными статистическими методами.
Наши исследования должны были показать, влияет ли кратковременный отдых на самочувствие учащихся, а если влияет - то в каком направлении и в какой степени. Мы можем предположить 3 варианта влияния отдыха на состояние учащихся:
самочувствие улучшается;
самочувствие ухудшается;
самочувствие остается неизменным.
Исследования показали, что после проведения пассивного отдыха самочувствие в каждой пробе вопреки нашим ожиданиям не улучшалось, а ухудшалось по сравнению с исходным уровнем. Эта тенденция наблюдалась во всех четырёх пробах. Особенно это было заметно в последней пробе (понижение уровня самочувствия от 0,38 до 0,27).
Но в то же самое время мы заметили и другую тенденцию. Она заключалась в том, что от одной пробы к другой происходил рост исходных показателей самочувствия, которые школьники регистрировали до начала паузы отдыха. Этот рост шел от первых проб к последующим, достигал некоторого предела, а далее чуть снижался. Рост начинался от минимального среднего значения 0,07 ± 0,54 в первой пробе и доходил до максимального значения в третьей пробе - 0,42 ± 0,52. Это существенный прирост показателей самочувствия.
При сравнении в разных пробах итоговых показателей самочувствия (снятых после паузы отдыха) мы также наблюдали прирост этих показателей от первой пробы к третьей (от 0,05 ± 0,59 до 0,38 ± 0,66), а затем некоторое снижение на 4-й пробе (0,26 ± 0,6).
Таким образом, хотя каждая отдельная пауза отдыха ухудшала показатели самочувствия по сравнению с исходными, в серии из нескольких проб показатели самочувствия изменялись в сторону улучшения от первых проб к последующим.
Также нам было интересно узнать, способны ли школьники различать такие понятия как «настроение» и «самочувствие». Для этого мы провели параллельно два тестирования - самооценку самочувствия и самооценку настроения до и после проведения паузы отдыха.
В ходе исследований мы обнаружили интересную закономерность: на диаграмме, составленной по данным, оценивающим самочувствие, соотношение показателей в каждой пробе до и после отдыха было практически одинаковым. Это можно объяснить тем, что самочувствие является довольно стабильным показателем, более стабильным, чем настроение.
В противовес этому, показатели настроения довольно значительно колебались в разных пробах. После паузы отдыха настроение могло как повышаться, так и понижаться. И, следовательно, соотношение показателей, полученных до и после отдыха, в разных пробах было различным.
Мы можем объяснить это наблюдение тем, что самочувствие относится к физиологической сфере и относительно меньше зависит от тех факторов, которые влияют на настроение.
Также полученные нами различия в данных, отражающих настроение и самочувствие, свидетельствуют и о том, что дети могут дифференцировать эти показатели, то есть различают такие понятия как «настроение» и «самочувствие».
Интересным нам представляется и то наблюдение, что настроение мало зависит от самочувствия. Из этого можно предположить, что плохое настроение не обязательно является следствием плохого самочувствия. Это взаимо-влияющие характеристики, но не всегда между ними существует жесткая связь.
Выводы:
Выдвинутая нами гипотеза о том, что непродолжительная двухминутная пауза для отдыха может положительно повлиять на самочувствие учащихся, подтвердилась лишь частично.
Каждая отдельная пауза отдыха незначительно ухудшала показатели самочувствия по сравнению с исходными показателями, регистрируемыми до начала проведения отдыха.
В то же время, в серии из 4-х проб показатели самочувствия изменялись в сторону улучшения от первых проб к последующим.
Мы выяснили, что учащиеся дифференцируют такие понятия как «настроение» и «самочувствие» и дают им разную оценку.
Т.А. Игнатова Е.В. Пучкова
(Рязань)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: