Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Антон Семенович Макаренко рассматривал ученическое самоуправление как средство подготовки подрастающего поколения к жизни, труду и общественным делам. Он полагал, что самоуправление может сделаться самым эффективным воспитательным средством. Руководство органами школьного самоуправления, по его мнению, должно составить главную заботу директора.
Если говорить об опыте самоуправления в воспитательных учреждениях, руководимых А. С. Макаренко, - колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, - то оно охватывало все основные виды коллективной деятельности: учебную, общественно-политическую, трудовую, клубную, спортивную. Самоуправление выступало как метод самоорганизации коллектива, способствовало формированию у учащихся ответственности за общее дело, налаживанию отношений товарищеской взаимопомощи, воспитанию организаторских качеств.
У органов ученического самоуправления могут быть различные направления деятельности, такие, как организация коллективных творческих дел, акций милосердия, имеющих социальную направленность; пропаганда здорового образа жизни; издание школьной газеты и многие другие. Полезными являются и сами дела органов самоуправления, и процесс их организации, и развитие различных способностей, умений общаться и взаимодействовать, и объединенные общими целями, задачами, интересами, увлечениями, совместной деятельностью.
Как известно, в Концепции модернизации российского образования до 2010 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.
Основывая успешность самоуправленческой деятельности на нашем шестилетнем опыте работы можем утверждать, что:
Системность самоуправления: в каждой школе должна быть своя четкая структура самоуправления, предполагающая наличие общешкольного Совета (как например, в средней школе № 55 г. Рязани - Молодежного Совета), который является исполнительным органом самоуправления, тогда как высшим - является общее собрание, его иерархичность, необходимая для реализации и контроля деятельности, регулярные общешкольные собрания, наличие и функционирование органов самоуправления в первичных коллективах, то есть классах.
Постоянное развитие самоуправления, под которым мы подразумеваем расширение направлений деятельности, повышение ее эффективности, ее методическое обеспечение, усовершенствование структуры самоуправления, приумножение традиций, привлечение необходимых финансовых средств из возможных источников, рекламу объединений учащихся, развитие организационной культуры.
Грамотное педагогическое руководство органами самоуправления.
На наш взгляд, из трех перечисленных условий успешного функционирования моделей самоуправления это - наиболее значимо, так как именно от педагогического руководства зависят остальные условия. Именно педагог, осознающий важность и сущность самоуправленческой деятельности, стремящийся к ее усовершенствованию, в состоянии, при согласии и поддержке администрации школы, создать в общеобразовательном учреждении систему самоуправления учащихся, провести необходимую работу по ее функционированию с коллегами и учащимися.
Педагог-организатор заботится и о развитии самоуправления, ведь его на разных этапах отличают различные характерные признаки, здесь не может быть постоянства и застоя. Стремление изменить мир к лучшему должно объединить школьных активистов в совместной деятельности, а вместе с тем и стремление изменить к лучшему свою систему самоуправления. При грамотном руководстве взрослого, с его помощью, поддержкой и контролем дети сами будут заботиться об этом развитии, делать все, зависящее от них. При этом инициативными и отлично работающими в Совете учащимися могут быть не только изначально активные школьники, проявляющие интерес к этому, но и ранее замкнутые, пассивные и закомплексованные. Зачастую дети, обладающие огромным творческим потенциалом, так и не раскрываются как активные личности за все годы совместной учебы в связи с безразличием классного руководителя, несложившимися отношениями с одноклассниками, недружным коллективом, трудностями подросткового возраста, отсутствием возможностей для самореализации. Справедливо высказывание Оскара Уайльда: «Смысл жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем». Такую возможность предоставляют ребятам органы самоуправления, общественные объединения и организации.
Итак, педагог, решивший создать в своем учебном заведении систему ученического самоуправления, обсудив свое решение с администрацией школы и коллегами, организует учебу для активистов, создав Совет старшеклассников. На первом этапе педагог-организатор учит школьников, во всем им помогает, контролирует, руководит формированием организационной культуры, сплачивает детский коллектив, поощряет инициативу со стороны ребят, создает методическое и финансовое обеспечение деятельности, привлекая для этого необходимые ресурсы, учит организаторскому мастерству, выявляет лидерские качества и способности школьников, разрабатывает вместе со старшеклассниками Положение о самоуправлении и другие документы. Когда законодательная база самоуправления в конкретной школе уже создана, сформированы органы самоуправления, достигнуты первые успехи, растет самостоятельность, активность и ответственность исполнительных органов самоуправления, а организационная культура объединяет учащихся, педагог становится опытным консультантом и находится рядом с активом учащихся, но не «над ним». Сложившаяся система самоуправления, функционирование ее элементов во всех классах, традиции, символы, расширение направлений деятельности, положительные отзывы детей, родителей, педагогов, управленческая и организаторская функции, самостоятельное принятие решений, анализ сделанного, коллективное планирование, самоконтроль, четкая структура самоуправления учащихся, содержательная завершенность свидетельствуют о развитой системе управления учащихся школьной жизнью. Но и тогда очень важным является педагогическое руководство самоуправлением. Взрослый партнер по совместной деятельности помогает учащимся, оказывает методическое обеспечение, учит организаторскому мастерству потенциальных членов Совета старшеклассников («Школа актива», «Школа лидера» и т. д.), выполняет функцию контроля и поддержки, направляет детей в областные и всероссийские лагеря актива, разрабатывает теоретические основы самоуправления.
Таким образом, чрезвычайно важно грамотное педагогическое руководство органами ученического самоуправления, способствующее их успешной, целенаправленной, общественно полезной организаторской деятельности. Но чтобы, как поется в известной песне «ребячьи сердца зажигать», надо гореть самому, а чтобы учить, необходимо обладать специальными знаниями, поэтому педагогу-организатору важно обмениваться опытом, с коллегами из других школ и городов, заниматься самообразованием и всегда стремиться к совершенствованию себя, своей деятельности, окружающего мира.
Е.А. Шайдуллина
(Волгоград)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: