Формирование эстетической культуры школьников
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В последние десятилетия в педагогической литературе все настойчивее звучит мысль о том, что необходимейшим компонентом успешного осуществления педагогического процесса должно стать формирование базовой культуры личности каждого ученика. Теория базовой культуры личности как одно из приоритетных направлений нового гуманистического мышления была разработана в советской педагогике в 80-х годах XX века О. С. Газманом, и с тех пор в педагогической науке активно ведутся исследования, посвященные данной теме.
Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе как одну из приоритетных целей воспитания и образования выделяет и В. А. Сластёнин. В одном из своих авторитетнейших учебных пособий для студентов педагогических вузов «Педагогика» (2004) он называет следующие составляющие данного процесса: философско-мировозренческую подготовку школьников, гражданское воспитание, формирование основ нравственной культуры личности, трудовое воспитание и профессиональную ориентацию школьников, формирование эстетической культуры и физической культуры учащихся.
Когда-то еще Платон, размышляя о пути духовного развития личности, сравнивал его восхождением по ступеням лестницы, ведущей к триединым ипостасям Истины, Добра и Красоты. Как видим, и В. А. Сластёнин важнейшими компонентами становления индивидуальной базовой культуры считает формирование основ нравственной, эстетической и физической культур личностей учащихся. Эти три компонента пребывают в неразрывном единстве, и составляя вместе с философско-мировоззренческим осмыслением мира суть этой знаменитой триады.
Стремление к совершенству, нравственному и физическому, красоте является одним из характерных проявлений бытия человечества на земле и составляет основу эстетической культуры личности. В современной научной педагогической литературе существует множество определений данного понятия, но мы, опираясь на труды виднейших исследователей в этой области (Э.А. Верба, М.А. Верба, М.С. Кагана, Л.П. Печко, Н.И. Киященко, Г.Я. Василеску), предлагаем определять эстетическую культуру личности как интегральную философскую категорию, обладающую положительной семантикой, содержательной и сущностной стороной. И если в содержание эстетической культуры входят эстетические знания, переживания, суждения, оценки, ценности и т. д., то сущностная сторона заключается в определении, с одной стороны исходного принципа, на котором базируется теория эстетической культуры - стремлении к красоте, а с другой, исходного начала, источника изучения. Таким исходным началом, на наш взгляд, является творческая эстетическая деятельность человечества по созданию прекрасного в жизни и осмыслению его, присущая людям с давних времен и не умирающая до сих пор.
Работа по формированию эстетической культуры учащихся предполагает систематизированное представление о том, из чего слагается эта культура, какие психологические процессы лежат в ее основе, какие эстетические факторы влияют на личность. Таким образом, процесс формирования эстетической культуры основывается на организации педагогических условий, направленных на формирование целостной, гармонично развитой и творчески активной личности. Этот процесс может быть рассмотрен как поступательное развитие некой системы взаимообусловленных компонентов.
Подобными условиями может стать эстетизация образовательной среды, интегрированный подход к преподаванию предметов гуманитарного цикла, проведение факультативных занятий по курсу «Эстетика», внеклассные мероприятия, посвященные данной теме и, конечно же, высокий уровень сформиро-ванности эстетической культуры самого педагога.
Помимо того, формирование культуры эстетической культуры личности требует внимательного изучения всех внешних факторов, влияющих на этот процесс. И основополагающими из них являются современные социокультурные условия, в которых воспитываются дети.
В научной литературе данному вопросу уделяется большое внимание, социологи, психологи, педагоги с тревогой пишут о том, что современные школьники по мировоззрению, ценностным ориентациям, идеалам, образу жизни заметно отличаются от поколения своих отцов и, особенно, дедов. И дело даже не в естественных противоречиях, возникающих между «отцами и детьми». В начале XXI века в России на постсоветском пространстве сформировалось совершенно новое поколение молодых людей, понять и принять мировоззренческие установки которых их родители порою не в состоянии. Существенный сдвиг в парадигме ценностей, обращение к сфере потребления, высокий уровень притязаний, информированности, мобильности, стремление к материальному комфорту и благополучию, широта морального, профессионального, политического выбора - вот одни из ярких, бросающихся в глаза черт современной молодежи, однако, далеко не определяющих всю эту социальную группу в целом, ибо современной становление человека как личности происходит во времена относительной свободы нравов, ценностей, информации и интересов, способствующих огромной дифференциации уровней развития личностей современных молодых людей.
В конечном итоге, все это привело к рождению в научной теории нового понятия - молодежной культуры, о котором мы в нашем исследовании, посвященном формированию эстетической культуры старшеклассников, следовательно, тоже молодых людей (молодежью в мире считаются люди от 14 до 30 лет), не можем не упомянуть.
Особенности молодежной культуры, на наш взгляд, состоит в том, что она, являясь, по существу, субкультурой, с одной стороны, связна с общей культурой личности, а с другой стороны, с массовой культурой. Возникновение понятия молодежной культуры приписывают западной цивилизации 60-х-80-х годов XX столетия, когда поколение молодых, не желая мириться с жизнью и ценностными ориентациями отцов, стало искать свои приоритеты и направления в мире, создавая свое социальное пространство, в котором только они могли бы самоутверждаться, самовыражаться, не взирая на ограничения со стороны старших.
Массовой культурой, как правило, называют феномен мировой культуры XX века и связывают ее возникновение с научно-технической революцией, произошедшей в этом же столетии, распространением и обновлением средств массовой информации. Хотя некоторыми авторами (И.Ф. Савкина, Н.И. Кия-щенко) история массовой культуры возводится еще к временам Древнего Рима, берущего своего начало от знаменитого лозунга древнеримских плебеев «хлеба и зрелищ», да и сам термин «массовая культура» и «массовое искусство» упоминали в своих работах И.Ф. Гете и Ф. Шиллер. Однако особенностью массовой культуры в XX столетия является ее коммерческий характер, основанный на поп-индустрии, актуализирующей и опредмечивающей ожидания массовой аудитории в ее потребностях в легком досуге, развлечениях, игре, общении, эмоциональной компенсации и разрядке. Массовая культура предельно приближена к элементарным потребностям человека, ориентированна на природную, ближе к инстинктивной чувственность и примитивную эмоциональность и тем самым предельно близка несостоявшимся еще вкусам молодого человека, стремящегося к удовольствиям.
Новые явления в общественной жизни и искусстве способствуют изменениям художественно-эстетических потребностей старшеклассников. С раннего детства ребенок попадает под интенсивное воздействие средств массовой информации и культуры. Популярная музыка, кинофильмы, телевидение начинают играть приоритетную роль в сфере предпочтений молодежи.
Массовую культуру, как правило, противопоставляют элитарной или высокой культуре. Элитарная культура, главным образом, создается культурным наследием прошлых эпох и современности, ее составляют шедевры мировой живописи, скульптуры, архитектуры, классической музыки и литературы, философско-религиозной мысли. Обычно, критерием отбора высокой культуры становится по выражению Н. И. Киященко «добротворчество»: образцы высокой нравственности и красоты, заложенные в произведении искусства, высокий гуманизм и глубина проникновения художника в личностный смысл бытия человечества на земле, актуальность проблем, затронутых им, для каждого человека. Таким образом, эстетический компонент становится одним из ведущих в формировании классического наследия элитарной культуры.
Всеми педагогами без исключения признается огромное значение искусства в деле эстетического воспитания, эстетического формирования личности. И именно произведения классического искусства, следовательно, принадлежащие к высокой элитарной культуре, изучаются в школьных курсах МХК, литературы, русского языка, музыки и других. По мнению ученых, в частности профессора В. С. Кузина, именно искусство призвано стать связующим звеном между поколениями. Выражая национальные духовные традиции, произведения классического искусства становятся своеобразным «защитным поясом», охраняющим молодых людей от негативных идей насилия, агрессии, жестокости, национализма, присутствующих в массовом сознании и, соответственно, в массовой культуре и распространяемых средствами массовой информации.
Но, с другой стороны, именно в противопоставленности продуктов массовой культуры и произведений высокого искусства в сознании молодого человека, и притягательности первого и возникает одно из главных трудностей успешности процесса современного эстетического образования и воспитания в старших классах.
Юноши и девушки старшего школьного возраста также, в большей или меньшей степени, в зависимости от личных качеств и семейного воспитания подвержены влиянию молодежной субкультуры, и соответственно, массовой культуры, поэтому классическое наследие прошлых эпох является для них частью «взрослого мира», мирится с законами которого многие не хотят.
Поэтому в педагогической практике и рождаются противоречия между высокими целями эстетического обучения и воспитания и крайне низким результатом.
Отсюда возникает вопрос - как должны вести себя педагоги, какую позицию занять по отношению к молодежной субкультуре и, в частности, массовой культуре? На наш взгляд, позиция неприятия и отрицания существования и влияния массовой культуры на молодое поколение недопустима. Само явление данной культуры - объективная реальность, и одними запретами тут ничего не сделаешь. По всей видимости, необходим диалог, особый педагогический такт и умение развивать в воспитанниках чувство меры, гармонии, свободы выбора одновременно с эстетическими потребностями и эстетическим вкусом.
Перед современной школой стоит непростая задача - на основе учебной и внеучебной деятельности организовать процесс формирования эстетической культуры и выработать критерии оценки качества ее сформированности. Кроме того, перед педагогами стоит непростая задача: понять, разобраться в художественно-эстетических потребностях молодежи, постараться понять ее желание вникнуть в природу искусства и протянуть руку помощи. «Педагог должен научиться говорить с девушками и юношами на их языке. Лишь в союзе с ними, сотрудничая с ними, развивая их собственные способности чувствовать, ощущать, мыслить, не терять с ними «ниточки» взаимопонимания, можно помочь им адаптироваться во «взрослом мире», модно научить их творить, творчески преодолевать свое собственное чувство, создавать свой собственный новый мир, в который и нам захочется войти» [1, С. 32].
Список использованной литературы
1. Богомолова, Л.В. Подростковая культура / Л.В.Богомолова, Т.П. Голу-бева // Проблемы эстетического воспитания подростков : сб. научно-методических статей / под ред. Л.В. Богомоловой, — М., 1994.
А. П. Киселёва
(Рязань)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: