logo
doc

Формирование эстетической культуры школьников

В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В последние десятилетия в педагогической литературе все настойчивее звучит мысль о том, что необходимейшим компонентом успешного осуществ­ления педагогического процесса должно стать формирование базовой культуры личности каждого ученика. Теория базовой культуры личности как одно из приоритетных направлений нового гуманистического мышления была разрабо­тана в советской педагогике в 80-х годах XX века О. С. Газманом, и с тех пор в педагогической науке активно ведутся исследования, посвященные данной теме.

Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе как одну из приоритетных целей воспитания и образования выделяет и В. А. Сластёнин. В одном из своих авторитетнейших учебных пособий для студентов педагогических вузов «Педагогика» (2004) он называет следующие составляющие данного процесса: философско-мировозренческую подготовку школьников, гражданское воспитание, формирование основ нравственной культуры личности, трудовое воспитание и профессиональную ориентацию школьников, формирование эстетической культуры и физической культуры учащихся.

Когда-то еще Платон, размышляя о пути духовного развития личности, сравнивал его восхождением по ступеням лестницы, ведущей к триединым ипостасям Истины, Добра и Красоты. Как видим, и В. А. Сластёнин важнейши­ми компонентами становления индивидуальной базовой культуры считает формирование основ нравственной, эстетической и физической культур лично­стей учащихся. Эти три компонента пребывают в неразрывном единстве, и со­ставляя вместе с философско-мировоззренческим осмыслением мира суть этой знаменитой триады.

Стремление к совершенству, нравственному и физическому, красоте яв­ляется одним из характерных проявлений бытия человечества на земле и со­ставляет основу эстетической культуры личности. В современной научной пе­дагогической литературе существует множество определений данного понятия, но мы, опираясь на труды виднейших исследователей в этой области (Э.А. Вер­ба, М.А. Верба, М.С. Кагана, Л.П. Печко, Н.И. Киященко, Г.Я. Василеску), предлагаем определять эстетическую культуру личности как интегральную фи­лософскую категорию, обладающую положительной семантикой, содержатель­ной и сущностной стороной. И если в содержание эстетической культуры вхо­дят эстетические знания, переживания, суждения, оценки, ценности и т. д., то сущностная сторона заключается в определении, с одной стороны исходного принципа, на котором базируется теория эстетической культуры - стремлении к красоте, а с другой, исходного начала, источника изучения. Таким исходным началом, на наш взгляд, является творческая эстетическая деятельность челове­чества по созданию прекрасного в жизни и осмыслению его, присущая людям с давних времен и не умирающая до сих пор.

Работа по формированию эстетической культуры учащихся предполагает систематизированное представление о том, из чего слагается эта культура, ка­кие психологические процессы лежат в ее основе, какие эстетические факторы влияют на личность. Таким образом, процесс формирования эстетической куль­туры основывается на организации педагогических условий, направленных на формирование целостной, гармонично развитой и творчески активной лично­сти. Этот процесс может быть рассмотрен как поступательное развитие некой системы взаимообусловленных компонентов.

Подобными условиями может стать эстетизация образовательной среды, интегрированный подход к преподаванию предметов гуманитарного цикла, проведение факультативных занятий по курсу «Эстетика», внеклассные меро­приятия, посвященные данной теме и, конечно же, высокий уровень сформиро-ванности эстетической культуры самого педагога.

Помимо того, формирование культуры эстетической культуры личности требует внимательного изучения всех внешних факторов, влияющих на этот процесс. И основополагающими из них являются современные социокультур­ные условия, в которых воспитываются дети.

В научной литературе данному вопросу уделяется большое внимание, со­циологи, психологи, педагоги с тревогой пишут о том, что современные школь­ники по мировоззрению, ценностным ориентациям, идеалам, образу жизни за­метно отличаются от поколения своих отцов и, особенно, дедов. И дело даже не в естественных противоречиях, возникающих между «отцами и детьми». В на­чале XXI века в России на постсоветском пространстве сформировалось совер­шенно новое поколение молодых людей, понять и принять мировоззренческие установки которых их родители порою не в состоянии. Существенный сдвиг в парадигме ценностей, обращение к сфере потребления, высокий уровень притя­заний, информированности, мобильности, стремление к материальному ком­форту и благополучию, широта морального, профессионального, политическо­го выбора - вот одни из ярких, бросающихся в глаза черт современной молоде­жи, однако, далеко не определяющих всю эту социальную группу в целом, ибо современной становление человека как личности происходит во времена отно­сительной свободы нравов, ценностей, информации и интересов, способствую­щих огромной дифференциации уровней развития личностей современных мо­лодых людей.

В конечном итоге, все это привело к рождению в научной теории нового понятия - молодежной культуры, о котором мы в нашем исследовании, посвя­щенном формированию эстетической культуры старшеклассников, следова­тельно, тоже молодых людей (молодежью в мире считаются люди от 14 до 30 лет), не можем не упомянуть.

Особенности молодежной культуры, на наш взгляд, состоит в том, что она, являясь, по существу, субкультурой, с одной стороны, связна с общей культурой личности, а с другой стороны, с массовой культурой. Возникновение понятия молодежной культуры приписывают западной цивилизации 60-х-80-х годов XX столетия, когда поколение молодых, не желая мириться с жизнью и ценностными ориентациями отцов, стало искать свои приоритеты и направ­ления в мире, создавая свое социальное пространство, в котором только они могли бы самоутверждаться, самовыражаться, не взирая на ограничения со сто­роны старших.

Массовой культурой, как правило, называют феномен мировой культуры XX века и связывают ее возникновение с научно-технической революцией, произошедшей в этом же столетии, распространением и обновлением средств массовой информации. Хотя некоторыми авторами (И.Ф. Савкина, Н.И. Кия-щенко) история массовой культуры возводится еще к временам Древнего Рима, берущего своего начало от знаменитого лозунга древнеримских плебеев «хлеба и зрелищ», да и сам термин «массовая культура» и «массовое искусство» упо­минали в своих работах И.Ф. Гете и Ф. Шиллер. Однако особенностью массо­вой культуры в XX столетия является ее коммерческий характер, основанный на поп-индустрии, актуализирующей и опредмечивающей ожидания массовой аудитории в ее потребностях в легком досуге, развлечениях, игре, общении, эмоциональной компенсации и разрядке. Массовая культура предельно при­ближена к элементарным потребностям человека, ориентированна на природ­ную, ближе к инстинктивной чувственность и примитивную эмоциональность и тем самым предельно близка несостоявшимся еще вкусам молодого человека, стремящегося к удовольствиям.

Новые явления в общественной жизни и искусстве способствуют измене­ниям художественно-эстетических потребностей старшеклассников. С раннего детства ребенок попадает под интенсивное воздействие средств массовой ин­формации и культуры. Популярная музыка, кинофильмы, телевидение начина­ют играть приоритетную роль в сфере предпочтений молодежи.

Массовую культуру, как правило, противопоставляют элитарной или вы­сокой культуре. Элитарная культура, главным образом, создается культурным наследием прошлых эпох и современности, ее составляют шедевры мировой живописи, скульптуры, архитектуры, классической музыки и литературы, фи­лософско-религиозной мысли. Обычно, критерием отбора высокой культуры становится по выражению Н. И. Киященко «добротворчество»: образцы высо­кой нравственности и красоты, заложенные в произведении искусства, высокий гуманизм и глубина проникновения художника в личностный смысл бытия че­ловечества на земле, актуальность проблем, затронутых им, для каждого чело­века. Таким образом, эстетический компонент становится одним из ведущих в формировании классического наследия элитарной культуры.

Всеми педагогами без исключения признается огромное значение искус­ства в деле эстетического воспитания, эстетического формирования личности. И именно произведения классического искусства, следовательно, принадлежа­щие к высокой элитарной культуре, изучаются в школьных курсах МХК, лите­ратуры, русского языка, музыки и других. По мнению ученых, в частности профессора В. С. Кузина, именно искусство призвано стать связующим звеном между поколениями. Выражая национальные духовные традиции, произведе­ния классического искусства становятся своеобразным «защитным поясом», охраняющим молодых людей от негативных идей насилия, агрессии, жестоко­сти, национализма, присутствующих в массовом сознании и, соответственно, в массовой культуре и распространяемых средствами массовой информации.

Но, с другой стороны, именно в противопоставленности продуктов мас­совой культуры и произведений высокого искусства в сознании молодого чело­века, и притягательности первого и возникает одно из главных трудностей ус­пешности процесса современного эстетического образования и воспитания в старших классах.

Юноши и девушки старшего школьного возраста также, в большей или меньшей степени, в зависимости от личных качеств и семейного воспитания подвержены влиянию молодежной субкультуры, и соответственно, массовой культуры, поэтому классическое наследие прошлых эпох является для них ча­стью «взрослого мира», мирится с законами которого многие не хотят.

Поэтому в педагогической практике и рождаются противоречия между высокими целями эстетического обучения и воспитания и крайне низким ре­зультатом.

Отсюда возникает вопрос - как должны вести себя педагоги, какую пози­цию занять по отношению к молодежной субкультуре и, в частности, массовой культуре? На наш взгляд, позиция неприятия и отрицания существования и влияния массовой культуры на молодое поколение недопустима. Само явление данной культуры - объективная реальность, и одними запретами тут ничего не сделаешь. По всей видимости, необходим диалог, особый педагогический такт и умение развивать в воспитанниках чувство меры, гармонии, свободы выбора одновременно с эстетическими потребностями и эстетическим вкусом.

Перед современной школой стоит непростая задача - на основе учебной и внеучебной деятельности организовать процесс формирования эстетической культуры и выработать критерии оценки качества ее сформированности. Кроме того, перед педагогами стоит непростая задача: понять, разобраться в художе­ственно-эстетических потребностях молодежи, постараться понять ее желание вникнуть в природу искусства и протянуть руку помощи. «Педагог должен нау­читься говорить с девушками и юношами на их языке. Лишь в союзе с ними, сотрудничая с ними, развивая их собственные способности чувствовать, ощу­щать, мыслить, не терять с ними «ниточки» взаимопонимания, можно помочь им адаптироваться во «взрослом мире», модно научить их творить, творчески преодолевать свое собственное чувство, создавать свой собственный новый мир, в который и нам захочется войти» [1, С. 32].

Список использованной литературы

1. Богомолова, Л.В. Подростковая культура / Л.В.Богомолова, Т.П. Голу-бева // Проблемы эстетического воспитания подростков : сб. научно-методических статей / под ред. Л.В. Богомоловой, — М., 1994.

А. П. Киселёва

(Рязань)