Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
В истории цивилизаций образование играло и продолжает играть ключевую роль. Это обусловлено тем, что образование как духовная универсалия, воспроизводит человеческую сущность и развивает индивидуальность. Образование выступает интегральной, обобщающей ценностью духовной культуры, формируя облик человека в неразрывной связи с жизнью общества. Л.И. Иван-кина метафорично сравнивает образование с «легкими» всего социокультурного организма, втягивающими «на вдохе» в менталитет личности все найденные профессионально-культурные потенции общества.
Однако на рубеже ХХ—ХХ1 столетий социум оказался в ситуации, которая в корне отличается от образовательной и социокультурной ситуации предыдущего периода. Как отмечает И. А. Колесникова, это, прежде всего, принципиально иной фон, на котором должны рассматриваться современные проблемы обучения и воспитания. Введение в обиход таких понятий, как ноосфероге-нез, глобалистика, постчеловеческая, человеко-машинная цивилизация, требуют безусловного расширения горизонтов рассмотрения вопросов образования. Сегодня мы говорим уже не только и не столько о социальной, исторической, культурной, но и космопланетарной ситуации развития человека.
Очевидно, что перед образованием ХХ1 века стоят грандиозные задачи, требующие его радикального преобразования и обновления. Общемировой кризис образования, о котором так много говорили и писали в последние годы и который в тех или иных формах проявляет себя во всех странах мира, связан не только с недостаточной эффективностью образования с точки зрения его прагматически понимаемой экономической отдачи. Подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилизационно-го масштаба. Следовательно, только преодоление собственного кризисного состояния, преобразование содержания образования, форм и способов организации, создание принципиально нового технологического обеспечения образовательного процесса поможет современной системе образования ответить на вызов времени и стать действительным ресурсом развития. Очевидна необходимость кардинального изменения самого подхода к учебным и профессиональным навыкам, обновления содержания и структуры образования, пересмотра отношения к интеллектуальным, эмоциональным и социальным потребностям учащихся.
Нарождающаяся модель образования, способная своим качеством обеспечить уровень и качество развития отдельных стран и человечества в целом, по мнению многих исследователей, должна удовлетворять требованиям непрерывности и модальности, фундаментальности и универсальности, антропологизма и демократизма. Она должна иметь механизмы динамичного саморазвития, то есть обладать таким качеством как инновационность. И если очевидно, что одним из основных ресурсов развития на современном этапе общественного прогресса становится образование, то столь же очевидно, что непременным атрибутом развития является инновационная составляющая. Инновации в образовании являются средством и способом его развития. Именно в инновациях сосредотачивается мощный потенциал соединения интеллектуального содержания и соответствующей организационной формы как целостного процесса. И, если, образно говоря, наука - локомотив, тянущий за собой всю махину научно-технического прогресса, то инновационные идеи - это топливо, благодаря которому состав движется.
Необходимость разработки и внедрения инновационных педагогических идей сегодня осознается как учеными-теоретиками, так и педагогами-практиками. Однако вследствие действия различных факторов, а именно недостаточной информированности учителя о существующих инновациях в системе образования, различий в понимании того, в чем состоят главные проблемы в необходимости качественных изменений в школьном образовании, мотивированности на изменения профессиональной компетентности и др., глубина, интенсивность и эффективность практических преобразований происходящих в настоящее время в общеобразовательных учебных заведениях очень низкая. По данным нашего исследования, в ходе которого было опрошено 100 учителей г. Елабуга (ср. школа № 10), г. Менделеевск (ср. школа № 1), г. Нижнекамска (ср. школы № 31, № 27, № 32), г. Набережные Челны (ср. школы № 25, № 57, ДШБ) и с. Бетьки Тукаевского района Республики Татарстан. Большая часть респондентов (90 %) ответили, что относятся положительно к инновационным педагогическим идеям, так как они способствуют изменению социокультурной-ситуации, повышают качество образования, его результативность, активизируют поисково-творческую деятельность педагогов, развивают педагогическую науку и повышают конкурентоспособность образовательного учреждения, дают возможность выйти на качественно новый уровень образования и выполнить новый социальный заказ. Несмотря на все это, только 40 % респондентов используют инновационные педагогические идеи в своей педагогической деятельности.
Проведенное исследование подтвердило сильную центрацию личности современного учителя на проблемах его социально-экономического положения, материально-технического оснащения школы и демографической ситуации. Отягощенное этими проблемами сознание педагогов не проявляет активности в восприятии и реализации инновационных педагогических идей. Однако мы не можем отрицать тот факт, что борьба за втягивание массовых школ в инновационное поле, за выращивание в них инновационных изменений прогрессирует. И это не случайно. Российская система образования уникальна. Это наше национальное достояние, которое необходимо всемерно развивать и укреплять. И помочь нам в этом призваны именно инновационные педагогические идеи.
И.Н. Фонарёва
(Рязань)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: