logo
doc

К вопросу об экологическом образовании

За последнее время, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике большое внимание уделяется вопросам экологического образования (М.А. Си-ротова, О.Н. Логинова, М.В. Казакова, С. Хем, Д. Сьюинг и др.).

С предельной четкостью эта идея отражена в концепции экологического образования (1994 г.). Как считают авторы концепции (И. Д. Зверев, И.Т. Сура-вегина) главная задача экологии в образовании состоит в формировании у уча­щихся представлений об окружающем мире и месте человека в этом мире. Рас­сматривая процесс формирования ценностного представления об окружающем мире, они подчеркивают, что его необходимо начинать с раннего возраста, а за­тем, уже в старшем возрасте, усложнять экологические ориентиры и установки. В данном процессе решается важная задача - воспитание экологической куль­туры.

Отметим, что в последнее время в педагогической теории и практики ши­роко используются термины экологическое воспитание и экологическое обра­зование. Под экологическим образованием и экологическом воспитании пони­маются процессы непрерывного обучения, развития, саморазвития личности, формирование эмоционально-нравственного, гуманного отношения к природе и охране окружающей среды [1].

В статье Л.П. Симонова «О перспективах развития экологического вос­питания» [2] выделяет функции экологического сознания: воспитательная, раз­вивающая, просветительская, организующая, прогностическая.

Воспитательная функция проявляется в формировании у личности нрав­ственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответствен­ности совмещается с чувством восхищения реальным миром, что приводит учащихся к активной деятельности по отношению к охране окружающей среды. Так, например, в Рязанской области проводятся мониторинговые исследования по изучению и сохранению природного наследия области, в которые активно включены ученики школ и студенты вузов. Кроме того, на научных конферен­циях поднимаются проблемы сохранения водных и лесных ресурсов.

Развивающая функция реализуется в процессе формирования у учащихся умения осмыслить экологические явления. В нашем городе этому уделяют большое внимание Центр детского творчества, клуб «Хозяин Мещеры», «ЭКОАС» и другие организации.

Просветительская функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения необратимых нарушений экологического равновесия.

Организующая функция состоит в стимулировании активной природо­охранительной деятельности учащихся. В первую очередь она реализуется че­рез содержание предметов экологического цикла.

Прогностическая функция заключается в умении предсказать возможные последствия тех или иных воздействий человека на природу. Все это в целом способствует выработке у учащихся активной жизненной позиции по отноше­нию к миру природы.

На современном этапе в российских школах существуют однопредмет-ная, многопредметная, смешанная модели экологического образования [3].

Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках одной самостоятельной дисциплины. Реализация этой модели проводилась в нашей стране в 1990 г., когда в учебный предмет включали знания по основам соци­альной и прикладной химии (курсы «Окружающий мир», «Основы экологии», «Природопользование»).

Многопредметная модель подразумевает глубокую экологизацию содер­жания традиционных школьных дисциплин как естественно научного так и гу­манитарного профиля включение вопросов эколого-природоохранного характе­ра.

Смешанная модель заключается во введении курса «Основы экологии» с одновременной экологизацией учебных предметов естественно научного и гуманитарного циклов.

Все названные модели предлагают широкие возможности для реализации экологического воспитания. Однако, на наш взгляд, наиболее эффективна мо­дель смешанного типа.

В ходе теоретического исследования американские ученые С. Хем, Д. Сьюинг выявили ряд противоречий, возникающих в процессе экологическо­го образования в условиях образовательного учреждения. Эти противоречия они определили как барьеры [4], затрудняющие включение вопросов экологии в учебный процесс: отсутствием консенсуса относительно характера и содержа­ния экологического образования; недостатком времени и средств для подготов­ки качественных программ и материалов; недостатком подготовки учителей; неадекватным отношением учителей по своим мировоззренческим установкам. Исследователи предложили при подготовке кадров учитывать эти барьеры и учиться их преодолевать.

Проанализировав литературные источники и опыт педагогов, можно от­метить, что внедрение системы экологического образования позволяет дать учащимся не только сумму знаний и научить определенным умениям, но и вос­питать личность биологически-безопасного типа.

В Рязанском государственном университете имени С. А. Есенина успешно действует лаборатория по вопросам экологии (руководитель - доктор биологи­ческих наук М. В. Казакова). Основное направление деятельности лаборатории - охрана природы. Большое внимание данным проблемам уделяется и в школах г. Рязани. В рамках конференции «Мониторинг природных объектов Рязанской области особо охраняемых природных территорий и водных объектов» (РГУ, 2005 г.) был представлен опыт школ № 43, 45, 47 г. Рязани, а так же школ Спас­ского, Касимовского, Милославского, Ряжского района Рязанской области. В докладах содержался материал по мониторинговым исследованиям водных объектов, методам биоиндикаций и другим видам работ в данной области.

Теоретические исследования и практика подтверждают, что процесс обучения в современных условиях должен быть ориентирован на формирова­ние у учащихся экологически значимых типов поведения и умений оценивать окружающую среду с позиций не только своего благополучия, но и гармонией взаимоотношений природы и общества.