logo
doc

Методы взаимодействия с учащимися

Важным элементом в организации эффективного обучения и воспитания является педагогическое взаимодействие, реализуемое учителем на уроке. Ус­пешность деятельности, срабатываемость её участников зависят не только от взаимопонимания взаимодействующих сторон, знания учителем возрастных особенностей, потребностей, намерений; индивидуальных возможностей, склонностей и интересов своих учеников, но и от знания методов педагогиче­ского взаимодействия. Их правильное использование также окажет педагогу помощь в правильном построении отношений с детьми.

Методы принято делить на следующие группы: методы оказания влияние на сознание воспитанников, формирования их взглядов; методы оказания влия­ния на поведение воспитанников, организация их деятельности; методы кор­рекции, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников.

Проиллюстрируем на конкретных примерах использование некоторых методов взаимодействия. Методы убеждения могут осуществляться различны­ми способами, иногда они могут быть неожиданными для учащихся. В школе нередки ученики, считающие, что учителя к ним несправедливы, что им зани­жают оценки и их знания недооценивают. Убедить ученика в том, что оценка справедлива очень трудно. В такой ситуации помогают неординарные действия педагога. Так, учитель за посредственный ответ ставит ученику «пятёрку». Весь класс в недоумении - «За что?». Учитель задаёт вопрос ученику, считает ли он себя честным и принципиальным человеком? Ученик отвечает утвердительно. После этого учитель спрашивает у класса: справедливо ли была поставлена оценка? «Конечно, нет!» - возмущённо отвечают ребята. Учитель взывает к со­вести ученика. «Почему же ты, честный и принципиальный человек не стал ос­паривать и доказывать, что я ошибся и завысил оценку?». Этот ученик не забыл пресловутой «пятёрки» и до окончания школы не оспаривал оценок.

Рассмотрим возможности использования метода стимулирования на при­мере конкретной ситуации. В десятом классе училась очень способная девочка Кристина, которая очень любила танцевать и из-за танцев в последний год она запустила учёбу. Тогда классная руководительница вместе с её мамой постави­ли перед Кристиной условие: «хочешь танцевать - учись хорошо». Кристина просто не могла жить без танцев. Сначала ей было трудно, но постепенно она «догнала» и даже «перегнала» самых успешных одноклассников. Школу девоч­ка окончила с серебряной медалью.

Общественное мнение - это метод педагогического взаимодействия, ко­торый способствует усвоению учащимися социальных и нравственно ценных требований. Назначение метода общественного мнения состоит в стимулирова­нии всего положительного в жизни коллектива и преодолении негативных яв­лений и тенденций. Рассмотрим пример. В летнем лагере в одном отряде был мальчик Саша, который постоянно опаздывал к обеду, не слушался воспита­тельницы, мог уйти из лагеря без разрешения. Однажды отряд выходил за тер­риторию лагеря в соседний поселок. На обратном пути заметили, что Саши нет. Тогда вожатая Светлана Евгеньевна, сказала, что из-за Саши отряд не пойдет на экскурсию. Когда Саша вернулся, она не сделала ему ни одного замечания. Но ребята обсудили Сашин поступок и в целом его поведение. После этого Саша перестал нарушать дисциплину. Очевидно, что в этом случае общественное мнение оказало на Сашу очень сильное влияние. Он почувствовал себя винова­тым и сильно переживал.

Таким образом, можно проиллюстрировать три основных направления взаимодействия педагога и детей в учебно-воспитательном процессе. Знание методов вооружает педагога эффективными средствами воздействия и взаимо­действия с детьми.

А.А. Щевьёв

(Рязань)