logo
doc

Кросс-культурная грамотность и «русская школа»

В наши дни, когда процессы глобализации затронули практически каж­дый уголок планеты, и связи между различными народами становятся все более тесными и разнообразными, изучение межэтнических контактов и учет резуль­татов исследований ученых-этнологов превратилось в насущную необходи­мость. Но нам не следует забывать, что разнообразные политические проекты, законы и положения - это далеко не все то, что необходимо для нормального развития такой страны, как Россия. Не политикам, а рядовым гражданам при­ходится если не постоянно, то довольно часто сталкиваться с представителями разных национальностей. Поэтому недаром одной из задач современной педа­гогики является воспитание толерантности.

В Рязанской области во многих школах стали уже традиционными уроки народоведения, краеведческие кружки и музеи, где дети знакомятся с историей и культурой родного края, а через нее - с культурой России. Успехи в этой об­ласти удивляют и радуют: регулярно проводятся районные, областные школь­ные краеведческие конференции и олимпиады, победители которых представ­ляют Рязанскую область на Всероссийских конференциях и олимпиадах. Все это способствует воспитанию детей, повышению их «межэтнической» грамот­ности и, как следствие, - толерантности.

Личный опыт показывает, что значительный процент современной моло­дежи относится к современным межэтническим проблемам довольно индиффе­рентно, что не является положительным показателем. Однако поражает то, что в нашей многонациональной стране люди имеют очень смутное представление даже о своих ближайших соседях, не говоря уже об этнической специфике дру­гих народов.

А связанные с этим проблемы придется решать, скорее всего, уже этому поколению. Нельзя игнорировать тот факт, что процентная доля русских в Рос­сии постоянно сокращается, и можно предположить, что через несколько де­сятков лет мы будем жить в стране с иным этническим составом. Поэтому, кроме проблем кросс-культурной грамотности, в отечественной педагогике должен быть поставлен вопрос о разработке именно «русского образования». В этом направлении уже давно работает школа № 7 города Рязани, но для распро­странения их опыта в другие школы области должны быть подготовлены соот­ветствующие кадры и методические рекомендации.

Эта проблема намного глубже, связна она, на наш взгляд, с «националь­ной идей». Да, существует «дух великодержавности» (в положительном значе­нии этого слова), который пытаются сегодня возродить, но если сокращение доли русских в стране будет продолжаться такими темпами и дальше, то он вскоре не будет соответствовать действительности. Мы обязаны сохранять рус­ские традиции, но не «консервировать», а развивать и модифицировать их, тем самым повышая адаптивные способности.

Исходя из данного положения мы считаем целесообразным расширение в высших учебных заведениях содержания курса народной педагогики, который преподается обзорно. Следует не только знакомить студентов с русскими тра­дициями и обычаями, но и предлагать пути их модернизации для применения в современных условиях. Но при этом не нужно впадать в пустое теоретизирова­ние и идеологизаторство, а давать студентам возможность проверить все поло­жения на практике. И для этого в нашем городе есть все условия.

Так, студенты третьего курса нашего университета летом проходят педа­гогическую практику в детских оздоровительных лагерях, и если мы будем учитывать тот факт, что запас информации в этнопедагогике практически не исчерпаем, то ее использование поможет сделать отдых для детей более инте­ресным и полезным, в том числе и с точки зрения формирования толерантно­сти.

Не стоит забывать и о роли фольклора, выражающего, по мнению К.Д. Ушинского «душу и мысли народа», а, следовательно, введение в образовательные программы отдельных его элементов, помогающих как вос­питанию кросс-культурной грамотности, так и толерантности студентов. Также представляется нам необходимым включение пословиц и поговорок в языковые курсы, что помогло бы лучшему усвоению изучаемого языка, повы­сив одновременно и культуру родной речи.

Таким образом, мы можем выделить несколько взаимосвязанных между собой проблем, решение которых необходимо для улучшения качества совре­менного образования:

При этом важно отметить тот факт, что данные проблемы стоят не только перед школой, но и перед всей системой высшего образования. Современный мир ждет научно обоснованных ответов на поставленные вопросы.