Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
В наши дни, когда процессы глобализации затронули практически каждый уголок планеты, и связи между различными народами становятся все более тесными и разнообразными, изучение межэтнических контактов и учет результатов исследований ученых-этнологов превратилось в насущную необходимость. Но нам не следует забывать, что разнообразные политические проекты, законы и положения - это далеко не все то, что необходимо для нормального развития такой страны, как Россия. Не политикам, а рядовым гражданам приходится если не постоянно, то довольно часто сталкиваться с представителями разных национальностей. Поэтому недаром одной из задач современной педагогики является воспитание толерантности.
В Рязанской области во многих школах стали уже традиционными уроки народоведения, краеведческие кружки и музеи, где дети знакомятся с историей и культурой родного края, а через нее - с культурой России. Успехи в этой области удивляют и радуют: регулярно проводятся районные, областные школьные краеведческие конференции и олимпиады, победители которых представляют Рязанскую область на Всероссийских конференциях и олимпиадах. Все это способствует воспитанию детей, повышению их «межэтнической» грамотности и, как следствие, - толерантности.
Личный опыт показывает, что значительный процент современной молодежи относится к современным межэтническим проблемам довольно индифферентно, что не является положительным показателем. Однако поражает то, что в нашей многонациональной стране люди имеют очень смутное представление даже о своих ближайших соседях, не говоря уже об этнической специфике других народов.
А связанные с этим проблемы придется решать, скорее всего, уже этому поколению. Нельзя игнорировать тот факт, что процентная доля русских в России постоянно сокращается, и можно предположить, что через несколько десятков лет мы будем жить в стране с иным этническим составом. Поэтому, кроме проблем кросс-культурной грамотности, в отечественной педагогике должен быть поставлен вопрос о разработке именно «русского образования». В этом направлении уже давно работает школа № 7 города Рязани, но для распространения их опыта в другие школы области должны быть подготовлены соответствующие кадры и методические рекомендации.
Эта проблема намного глубже, связна она, на наш взгляд, с «национальной идей». Да, существует «дух великодержавности» (в положительном значении этого слова), который пытаются сегодня возродить, но если сокращение доли русских в стране будет продолжаться такими темпами и дальше, то он вскоре не будет соответствовать действительности. Мы обязаны сохранять русские традиции, но не «консервировать», а развивать и модифицировать их, тем самым повышая адаптивные способности.
Исходя из данного положения мы считаем целесообразным расширение в высших учебных заведениях содержания курса народной педагогики, который преподается обзорно. Следует не только знакомить студентов с русскими традициями и обычаями, но и предлагать пути их модернизации для применения в современных условиях. Но при этом не нужно впадать в пустое теоретизирование и идеологизаторство, а давать студентам возможность проверить все положения на практике. И для этого в нашем городе есть все условия.
Так, студенты третьего курса нашего университета летом проходят педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях, и если мы будем учитывать тот факт, что запас информации в этнопедагогике практически не исчерпаем, то ее использование поможет сделать отдых для детей более интересным и полезным, в том числе и с точки зрения формирования толерантности.
Не стоит забывать и о роли фольклора, выражающего, по мнению К.Д. Ушинского «душу и мысли народа», а, следовательно, введение в образовательные программы отдельных его элементов, помогающих как воспитанию кросс-культурной грамотности, так и толерантности студентов. Также представляется нам необходимым включение пословиц и поговорок в языковые курсы, что помогло бы лучшему усвоению изучаемого языка, повысив одновременно и культуру родной речи.
Таким образом, мы можем выделить несколько взаимосвязанных между собой проблем, решение которых необходимо для улучшения качества современного образования:
повышение кросс-культурной грамотности учащихся;
разработка программы «русского образования» с использованием опыта школ, работающих в данном направлении;
подготовка соответствующих педагогических кадров.
При этом важно отметить тот факт, что данные проблемы стоят не только перед школой, но и перед всей системой высшего образования. Современный мир ждет научно обоснованных ответов на поставленные вопросы.
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: