Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
За последние пятнадцать лет в отечественной культурной традиции произошли серьезные изменения, в том числе и в сфере образования. Духовная компонента социализма сменилась демократизацией всех общественных и культурных институтов, введением новых основ социального существования, обновлением системы ценностей и норм, инновационной политикой в различных областях «производства» и «потребления». В течение очень короткого срока в российскую действительность вошла и особая форма развития культуры и цивилизации - массовая культуры, в ее самом демократическом варианте, и стала неотъемлемой частью жизни миллионов русских людей. В связи с этим повсюду возникли частные издательства, радиостанции, телеканалы, студии звукозаписи, галереи, агентства, киностудии, видеосалоны и т. п., появилась рассчитанная на все вкусы «желтая», «черная» и «глянцевая» пресса, в обиход вошли видеозапись, компьютеры, CD- и DVD-диски, мобильная связь и Интернет.
Обобщенно массовая культура - это особая технология культурного производства, соответствующая нынешнему уровню развития экономики, социальных отношений, коммуникации, образования, духовным и материальным запросам большинства населения. Она представляет собой не некий субстрат, а особую форму, в которой при нынешних условиях функционирует общественное сознание, а посему нет никаких препятствий для того, чтобы эта форма наполнялась самым разнообразным духовным содержанием - религиозным, философским, научным, нравственным, идеологическим, эстетическим.
Причисляя общеобразовательную школу к основным проявлениям и направлениям современной массовой культуры, А.Я. Флиер отмечает, что она приобщает учащихся к основам научных знаний, философским и религиозным представлениям об окружающем мире, к историческому опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям, стандартизируя при этом перечисленные выше знания и преставления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания [1].
В рамках современной массовой культуры возможны и многие технические усовершенствования учебного процесса, а именно быстрый и эффективный доступ к образовательным ресурсам, дистанционное обучение, освоение учащимися многомерного информационно-мультимедийного пространства, использование сети Интернет и т. п. Однако вместе с однозначно положительным расширением научно-технической базы общеобразовательных процессов в содержании современной российской массовой культуры наблюдаются некоторые проблемные моменты, способные негативным образом влиять не столько на учебный, сколько на воспитательный процесс. Обозначим лишь некоторые из них:
Несмотря на то, что во многих учебно-методических пособиях для средней школы особое место уделяется индивидуальному подходу к личности каждого учащегося, на практике оказывается, что главная подоплека массовой формы культуры подразумевает универсальный (стандартизированный) образовательный процесс абсолютно для всех.
Стандартизация личности во многом способствует нарушению творческой активности у подрастающего поколения, подавляет у него желание проявлять собственное отношение к собственной жизни в частности и к окружающему миру в общем. То есть по большей части происходит воспитание пассивной личной позиции у молодежи (система «я как все»).
В современном обществе, которое организовано как принципиально плюралистическое и ориентировано на возможность нескольких биполярных ценностных установок, такая усреднено воспитанная личность не только не ощущает своей культурной «недостаточности», но, напротив, наиболее приспособлена и наиболее востребована современным укладом жизни.
По своему определению и структуре современная массовая культура необычайно мифологична, поэтому в ее рамках постоянно происходит процесс мифологизирования истории, то есть создается практически ритуальное поклонение нынешним «героям» - суперзвездам шоу-бизнеса, искусства, политики и т. п., при чем не всегда эти образы морально положительны (иногда даже наоборот), что создает большое количество проблем, связанных с так называемой фанатичной идеализацией кумиров, копированием их манеры общения и поведения в различных ситуациях.
Социальное творчество в рамках массовой культуры очень часто направлено на то, чтобы не обращать свое внимание к познанию действительности, а сублимировать желания и инстинкты ее «потребителей», по большей части детской аудитории. Она буквально проповедует идею о том, что осознание человека как истинного человека происходит лишь тогда, когда он отрывается от окружающей его реальности и проникает в яркий многомерный и многозначный мир мечты, например, виртуальной компьютерной реальности, что создает не мало проблем для нормальной социализации и инкультурации личности.
Идеология развлечения является чуть ли не самой основательной частью содержания массовой культуры, на которой зиждется не только ее теория, но и практика. Отвечая общественной тенденции в ее стремлении к возможности отвлечься от мирских забот, массовая культура создает своего рода индустрию развлечений, в которой каждый маленький человек сможет найти что-то свое, то, что необходимо в данный момент. Проблемным может явиться постоянная и повседневная тяга подрастающего поколения к игре, забаве, развлекательному отдыху, не требующему никакого дополнительного интеллектуального усилия.
7. Другой важной опасностью, кроющейся в современной культурной практике является консюмеризм - создание потребительской психологии у подростков, ведь сегодняшние дети буквально с пеленок учатся понимать жизнь как серию выборов между вещами и услугами, без учета человеческого фактора. Вещи иногда представляются в сознании ребенка более значимыми, нежели люди, а, следовательно, у них вырабатывается асоциальная позиция -для достижения материального блага можно пожертвовать счастьем и здоровьем других людей.
Это лишь некоторые проблемные аспекты, существующие в рамках современного уровня развития культуры, которые требуют не только обозначения, сколько практического решения. Так как именно массовая культура является основным поставщиком культурных образцов, стилей, мод, норм и ценностей для современного человека, в том числе, а иногда и в большей степени, и для подрастающего поколения, а, следовательно, от уровня ее адекватности государственной и социальной политике зависит конечный результат - нормальное функционирование всех общественных систем и подсистем, полноценное существование в них индивидов.
Таким образом, связь доминирующей массовой культуры и образования в современном социокультурном пространстве очевидна. Массовая культура не только позволяет значительно расширить технические возможности учебно-воспитательного процесса, сформировать новые перспективы модернизации содержания обучения, но и расширяет круг проблемных аспектов, которые, зачастую, возможно разрешить только средствами образовательного процесса.
Список использованной литературы
1. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. — М., 2002. — С. 283—284.
П.А. Серин
(Рязань)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: