Особенности профессионального самоопределения школьников
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, то есть выбрать профессию, свой жизненный путь. Как же происходит процесс профессионального самоопределения? Что побуждает человека к поиску «своей» профессии, и какие факторы влияют на выбор той или иной профессии?
Готовность к выбору профессии зависит от уровня самоопределения. Показателем сформированности профессионального самоопределения считается устойчивость профессиональных намерений, согласованность этих намерений с интересами. Выделяют высокий уровень профессионального самоопределения, когда совпадают способности, интересы и склонности личности, сформирована профессиональная направленность. Для профессионального самоопределения характерно твердое убеждение в правильности выбора.
Формирование профессиональных намерений связано не только с уровнем самоопределения, но и с особенностями характера школьников. Иногда пытливый ум и сложная натура школьника не дает ему покоя и уверенности в правильности выбора. Тогда учитель должен оказать школьникам своевременную помощь и поддержку. Еще в раннем детстве ученик знакомиться с миром профессий. Сначала это происходит в игровой деятельности, а затем -в учебной. Любой человек хоть раз в жизни играл в пожарника или учителя, врача или шофера. Ребенок примеряет на себя социальные роли, подражая взрослым. Все это создает базу для формирования профессиональных предпочтений. Переходя в новую социальную среду - школу, ученик познает новые способы деятельности, пополняет знания, в том числе и о профессиях. На этом же этапе происходит осознание своих сильных и слабых сторон, возможностей выполнять ту или иную деятельность.
Ученик познает мир профессий, знакомится с требованиями, которые они предъявляют к личности трудящегося. В школьные годы приобретаются умения, навыки, опыт взаимодействия с орудиями труда, с людьми. На этом этапе начинают проявляться способности. Одним нравиться рисовать, другим собирать приемники, третьим - возиться с младшими, а кто-то пишет программы для компьютера. Успех закрепляет интерес к любимому делу, побуждает заниматься тем, что лучше получается. Так формируются склонности к отдельным видам труда. Теперь очень важно развивать человека в этом направлении, поддержать интерес, стимулировать его профессиональную направленность. Если ученик проявляет себя в математике, важно, что бы он учился в математическом классе; если увлекается литературой - в гуманитарном и т. д. Своевременная диагностика и забота о развитии склонностей и способностей обеспечивает высокий уровень профессионального самоопределения.
Но нельзя упускать из вида и влияние на человека других людей. Родители могут навязать ребенку будущую профессию. Он может даже считать навязанное решение своим собственным. Возможно, что на выбор профессии будут оказывать влияние и другие факторы, например, социальный (родители не могут оплатить учебу в престижном университете).
Однако, сформированные склонности, профессиональная направленность, убежденность в правильности выбора профессии должна стать той точкой опоры для выпускника, которая поможет ему преодолеть все препятствия, отстоять право на самостоятельный выбор, добиться успеха в жизни. В этом, несомненно, ученику должны помочь учитель, школьный психолог, которые поддержат его профессиональные намерения и повлияют на мнение родителей.
Р.А. Кострыкин
(Волгоград)
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Раздел 1. Современные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях
- Раздел 2. Социализация и воспитание личности средствами культуры Грицай л.А. (Рязань)
- Раздел 3. Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Раздел 1
- Роль ктд в воспитательном процессе
- Активный поиск своей профессии
- Игра как средство экологического воспитания детей
- Лингвокультурологический подход к обучению школьников английскому языку в условиях поликультурного пространства
- Список использованной литературы
- Влияние краткой паузы отдыха во время урока на самочувствие учащихся
- Положительное влияние паузы во время урока на настроение учащихся
- Результаты исследования
- Педагогические причины агрессивности подростков
- Особенности профессионального самоопределения школьников
- Воспитание и развитие гуманистических качеств личности младшего школьника
- Организация отдыха детей в лагерях болгарии и словакии
- Педагогические задачи, реализуемые при изучении математики
- Социальный статус учителя глазами студентов педагогических вузов
- К вопросу об экологическом образовании
- Список использованной литературы
- Инновация как способ решения актуальных проблем образования хх1 века
- Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях
- Развитие нравственного опыта младших школьников
- Развитие информационного пространства в вузе: опыт и перспективы
- Методы взаимодействия с учащимися
- Проблема развития информационных технологий в сельской школе
- Список использованной литературы
- Раздел 2
- Формирование эстетической культуры школьников
- Музей как институт социализации и инкультурации личности
- Роль театра в формировании личности педагога
- Проблемы и перспективы образования в контексте современной массовой культуры
- Кросс-культурная грамотность и «русская школа»
- Раздел 3 Психофизиологические особенности развития современных школьников
- Г. Рязани
- Некоторые особенности письма школьников с нарушениями слуха
- Нарушение опорно-двигательного аппарата у младших школьников средней общеобразовательной школы № 25 г. Рязани
- Психофизиологическая готовность детей к обучению в школе
- Функциональная готовности к школе
- Детей с нарушением слуха
- Психофизиологические особенности современных школьников
- (Асимметрия полушарий головного мозга)
- К воросу о психофизиологическом развитии несовершеннолетних правонарушителей в современных условиях
- Некоторые особенности работоспособности и физического развития школьников г. Рязани и г. Спасска рязанской области
- Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме
- Ответственные редакторы: