logo
doc

Особенности профессионального самоопределения школьников

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, то есть выбрать профес­сию, свой жизненный путь. Как же происходит процесс профессионального са­моопределения? Что побуждает человека к поиску «своей» профессии, и какие факторы влияют на выбор той или иной профессии?

Готовность к выбору профессии зависит от уровня самоопределения. По­казателем сформированности профессионального самоопределения считается устойчивость профессиональных намерений, согласованность этих намерений с интересами. Выделяют высокий уровень профессионального самоопределе­ния, когда совпадают способности, интересы и склонности личности, сформи­рована профессиональная направленность. Для профессионального самоопре­деления характерно твердое убеждение в правильности выбора.

Формирование профессиональных намерений связано не только с уров­нем самоопределения, но и с особенностями характера школьников. Иногда пытливый ум и сложная натура школьника не дает ему покоя и уверенности в правильности выбора. Тогда учитель должен оказать школьникам своевре­менную помощь и поддержку. Еще в раннем детстве ученик знакомиться с ми­ром профессий. Сначала это происходит в игровой деятельности, а затем -в учебной. Любой человек хоть раз в жизни играл в пожарника или учителя, врача или шофера. Ребенок примеряет на себя социальные роли, подражая взрослым. Все это создает базу для формирования профессиональных предпоч­тений. Переходя в новую социальную среду - школу, ученик познает новые способы деятельности, пополняет знания, в том числе и о профессиях. На этом же этапе происходит осознание своих сильных и слабых сторон, возможностей выполнять ту или иную деятельность.

Ученик познает мир профессий, знакомится с требованиями, которые они предъявляют к личности трудящегося. В школьные годы приобретаются уме­ния, навыки, опыт взаимодействия с орудиями труда, с людьми. На этом этапе начинают проявляться способности. Одним нравиться рисовать, другим соби­рать приемники, третьим - возиться с младшими, а кто-то пишет программы для компьютера. Успех закрепляет интерес к любимому делу, побуждает зани­маться тем, что лучше получается. Так формируются склонности к отдельным видам труда. Теперь очень важно развивать человека в этом направлении, под­держать интерес, стимулировать его профессиональную направленность. Если ученик проявляет себя в математике, важно, что бы он учился в математиче­ском классе; если увлекается литературой - в гуманитарном и т. д. Своевре­менная диагностика и забота о развитии склонностей и способностей обеспечи­вает высокий уровень профессионального самоопределения.

Но нельзя упускать из вида и влияние на человека других людей. Родите­ли могут навязать ребенку будущую профессию. Он может даже считать навя­занное решение своим собственным. Возможно, что на выбор профессии будут оказывать влияние и другие факторы, например, социальный (родители не мо­гут оплатить учебу в престижном университете).

Однако, сформированные склонности, профессиональная направлен­ность, убежденность в правильности выбора профессии должна стать той точ­кой опоры для выпускника, которая поможет ему преодолеть все препятствия, отстоять право на самостоятельный выбор, добиться успеха в жизни. В этом, несомненно, ученику должны помочь учитель, школьный психолог, которые поддержат его профессиональные намерения и повлияют на мнение родителей.

Р.А. Кострыкин

(Волгоград)