Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
школа | → | колледж | → | вуз |
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ |
| ↓ | ↑ | ↓ |
←← ↓ | 1-я ступень: гособрстандарт (уровень – рабочая профессия) | ↑ ↑ ↑ | 2-я ступень: высшее проф. образование (бакалавриат) | |
↓ | ↓ | ↑ | ↓ | |
↓ ↓← ↓↓ | 2-я ступень: среднее проф. образование (уровень – базовый) | ↑ ↑ ↑ | 3-я ступень: высшее проф. образование (специалист) | |
↓↓ | ↓ | ↑ | ↓ | |
↓↓ ↓↓ ↓↓ | 3-я ступень: среднее проф. образование (уровень – повышенный) | ↑ ↑ ↑ | 4-я ступень: высшее проф. образование (магистр) | |
↓↓ | ↨ | ↑ | ↓ | |
↓→ →→ |
производство | ↑ ↔ | послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура) | |
| ↓ |
| ↓ | |
дополнительное образование |
Особо следует остановиться на характеристике структуры и инноваций в высшей школе. При этом необходимо подчеркнуть, что модели университетского образования исторически формировались под влиянием различных факторов и доминирующей образовательной парадигмы: культурно-ценностная, академическая, профессиональная, технократическая, гуманистическая (см. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика; с. 118-122).
Заполните таблицу.
Таблица 8.
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.