Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
Цель:проанализировать развитие проблемы трудового воспитания и обучения в истории педагогической мысли.
Задачи:
1. показать зарождение мыслей и идей о труде как цели и средстве воспитания, подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике, философско-педагогическом наследии мыслителей-гуманистов;
2. сформировать представление об основных подходах к вопросам трудового воспитания в истории зарубежной педагогики XVII-XIXвв.;
3. охарактеризовать вклад К.Д. Ушинского в осмысление трудового воспитания с позиций педагогической антропологии;
4. раскрыть сущность концепции А.С. Макаренко о трудовом воспитании детей.
Основные понятия:
трудовое воспитание, трудовое обучение, трудовой опыт (деятельность), политехническое (технологическое) образование, «азбука трудовых умений», метод проектов, традиции трудового воспитания;
виды труда: труд по самообслуживанию, ручной труд, ремесленный труд, промышленный труд, производительный труд, общественно-полезный труд;
идеи:
• труд как цель и ценность воспитания молодёжи,
• связь трудового воспитания с умственным и нравственным,
• труд как средство физической закалки и подготовки к жизни,
• труд как фактор психического развития человека,
• соединение обучения с производительным трудом,
• труд как средство подготовки к профессии,
• трудовая школа,
• введение ручного труда в систему школьного обучения,
• коллективный характер труда в сочетании с индивидуальным,
• труд как средство воспитания и перевоспитания.
План.
1. Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
2. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIXстолетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер).
3. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
4. Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии А.С. Макаренко.
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.