II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
В эпоху Нового времени с позиций социальной (сословной) детерминации образования дал обоснование трудовому воспитанию и обучению английский мыслитель Джон Локк(1632-1704).
Обратитесь к работе Локка «Мысли о воспитании» (1693) (см. §§ 201-210).
Ответьте на вопросы.
Какое место в программе воспитания будущего джентльмена должна занимать трудовая деятельность?
Какие виды труда рекомендуются детям джентльменов? Каков смысл этих занятий?
Какими трудовыми знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий джентльмен?
Подчеркните, что Локк высказал совершенно иную точку зрения на трудовое воспитание и обучение детей рабочих в составленной им записке «Рабочие школы» (1696), рассматривая труд не только как средство подготовки к жизни, но и возмещения расходов на обучение (см. История педагогики и образования... / Под ред. А.И. Пискунова; с. 209).
Можно ли назвать школы для детей рабочих школами подготовки дешёвой рабочей силы? Почему составленный Локком документ не был принят?
Джон Беллерс(1654-1725) – известный экономист, автор ряда проектов общественного переустройства, в том числе путём трудового воспитания всего народа – углубил идеи гуманистов-утопистов о трудовом воспитании и обучении.
Анализируя выдержки из его работы «Предложения об учреждении трудового колледжа всех полезных ремёсел и сельского хозяйства», обратите внимание, как Беллерс
• обосновывает преимущества трудового обучения и воспитания без учёта социальной принадлежности ребёнка;
• аргументирует идею соединения обучения с производительным трудом;
• определяет сущность деятельности колледжа (промышленной школы) по реализации общественного характера воспитания детей, в т.ч. трудового.
Вопросы трудового воспитания в теории Жан-Жака Руссо(1712-1778) занимают особое место и тесно связаны с его концепцией воспитания свободного человека. В работе «Эмиль, или О воспитании» Руссо соотносит систематическое трудовое обучение и воспитание с третьим периодом возрастного развития ребёнка (см. Книга третья «Отроческий период жизни». – Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. проф. А.И. Пискунов; с. 225-233).
Подтвердите цитатами из первоисточника следующие утверждения Руссо.
• Труд – это обязанность каждого гражданина и средство существования человека (п. 137).
• Ручной труд (ремесленный) – самый предпочтительный с точки зрения свободы (пп. 138, 141).
• Включение ребёнка в систему труда должно быть ориентировано на формирование у него добродетелей: уважения к труду, честности, трудолюбия, силы, мужества и т.д. (пп. 145, 152).
• Ремёсла могут быть разнообразными, но следует обучать «полезным»; при этом выбор ремесла, которое необходимо освоить, остаётся за учеником (п. 147).
• Наглядный опыт, практическая трудовая деятельность, пример ремесленника-мастера, упражнения в трудовых операциях – основные средства в определении индивидуального характера трудовой подготовки.
• Ознакомление с разнообразными ремёслами благоприятно влияет на формирование физических качеств личности, готовит к профессиональной деятельности («искусству ремесла») (п. 150).
• При выборе ремесла необходимо руководствоваться интересом к нему и полезностью его для себя и общества (пп. 155-157).
• Обучение труду в сочетании с умственным образованием готовит к жизни в обществе (пп. 164-183).
Значительный вклад в развитие идей трудового воспитания и профессиональной подготовки внёс швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци(1746-1827). Трудовое воспитание рассматривалось им в связи с идеями развивающего обучения и гармонического развития личности. В соединении трудового обучения с образованием он видел залог будущего улучшения жизни народа.
Сохраняют также свою актуальность мысли Песталоцци о том, что
• трудовое воспитание и профессиональная подготовка являются важнейшими элементами умственного, физического и нравственного развития человека;
• любовь к труду, профессии следует прививать с детства;
• раннее формирование одного профессионального навыка может привести к деформации способностей человека.
Ценным является опыт практической реализации Песталоцци данных идей в приютах Нейгофа и Станца.
Вместе с тем, следует иметь в виду некоторые ошибки Песталоцци: прямолинейность сочетания обучения с производительным трудом, возможность самоокупаемости деятельности образовательного учреждения за счёт детского производительного труда.
Анализируя первоисточник «О воспитании бедной сельской молодёжи», обратите внимание на следующие вопросы.
Почему необходимо организовать приют для бедных? Каковы цели и задачи данного учреждения? Какие условия необходимо учитывать при его организации?
Что такое «разумное деятельностное трудолюбие»?
Почему возможно соединить воспитательные задачи с промышленной деятельностью уже на ранних возрастных ступенях?
Почему вовлечение бедняков в производительный (промышленный) труд является «безусловной необходимостью»?
Каким условиям должна отвечать фабрика, куда будут посылать детей для обучения?
В чём преимущества организованного трудового воспитания и обучения для самих бедняков, и какая выгода от их организации для предпринимателей?
Каким требованиям должно отвечать учреждение, «воспитывающее для индустрии»?
Углубить ответы на поставленные вопросы поможет обращение к статьям «Цель и план воспитательного учреждения для бедных», «О народном образовании и индустрии». В частности, обратите внимание на обоснование Песталоцци идеи реализации образования для индустрии, предполагающей в своей основе разностороннее умственное и нравственное воспитание.
Использование работы «В пояснение принципов и мнений, изложенных в № 37 "Швейцарского листка"» позволит расширить представления о взглядах Песталоцци на воспитательную функцию труда и формирование таких качеств личности ребёнка, как внимательность, способность к разумному суждению, послушание при выполнении поручений. При этом обратите внимание на ту роль, которую Песталоцци отводил в трудовом воспитании ребёнка его семье.
В Великобритании в условиях промышленного переворота интересную теорию и практику трудового воспитания и обучения предложил социалист-утопист Роберт Оуэн(1771-1858). Критикуя современное ему общество за эксплуатацию труда, в т.ч. детского, он дал обоснование разумного подхода к устранению данного явления – это соединение обучения с производительным трудом, учитывающее педагогические и правовые нормы применения детского труда в промышленности (см. работу «Замечания о влиянии промышленной системы»).
Одним из теоретиков «школы труда» в конце XIX– началеXXвв. явился немецкий педагогГеорг Кершенштейнер(1854-1932). Рассматривая труд в народной школе как предмет и принцип обучения, он видел его главную цель в формировании у детей таких качеств, которые с точки зрения предпринимателя более всего должны быть свойственны наёмному рабочему: старательность, честность, добросовестность и т.п. Такие качества, как полагал Кершенштейнер, важны для любой профессиональной деятельности, и потому подготовка к ней может осуществляться в процессе занятий любым видом труда. Трудовая школа, построенная на таких идеях, трактовалась как действенное средство гражданского воспитания, принципы и положения которого стали особенно популярны в зарубежной педагогике этого периода.
Подтвердите, используя первоисточник «Школа будущего – школа работы», условия успешности трудового гражданского воспитания, предложенные Кершенштейнером:
• нельзя ограничивать профессиональное образование чистой техникой;
• важно научить школьников выполнять что-нибудь одно: это даёт для образования больше, чем половинчатость и разносторонность;
• необходимо приучать мальчиков и девочек отдавать на служение общим интересам не только свои мысли и чувства, но и действия, насколько это дозволяют их природные способности.
Дискуссионные вопросы.
1. Дайте оценку следующим суждениям.
► «Главное и почти исключительное занятие сифогрантов (жителей Утопии) состоит в заботе и наблюдении, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом» (Т. Мор).
► «Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут» (Ж.-Ж. Руссо).
► «…в деле воспитания человека серьёзное и строгое профессиональное образование должно предшествовать словесному обучению» (И.Г. Песталоцци).
2. Выскажите своё суждение по оценке школы Г. Кершенштейнера.
► «Кершенштейнеру ставили в вину, – отмечает З.И. Васильева, – что из своей школы он изгнал как раз человека и строго поставил ей задачей подготовку только ремесленника».
Согласны ли Вы с этим утверждением? Аргументируйте свою позицию.
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «Томмазо Кампанелла о трудовом воспитании».
▫ «Идея трудового воспитания в трудах Я.А. Коменского».
▫ «Идеи трудового обучения в Англии (XVI– сер.XIXвв.)».
▫ «Проблема трудового воспитания и обучения в учении марксизма».
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.