logo
ИПиО (озо) Бак

IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.

В условиях новой социалистической эпохи стройную педагогическую систему разработал Антон Семёнович Макаренко(1882-1939). Его деятельность – это вклад в теоретическую педагогику (её методологию, теорию воспитания), а также в практическую, связанную с организацией воспитания и перевоспитания детей и подростков в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского.

В связи с этим следует изучить общественно-педагогическую деятельность Макаренко и показать те факторы, которые повлияли на формирование его мировоззрения, такие качества личности, как целеустремлённость, гуманизм, патриотизм, коммунистическая идейность.

Раскрывая основные положения педагогической теории Макаренко, следует сосредоточить внимание на

• понимании им воспитания не только как объективного явления, но и специально организованного процесса, который начинается с педагогического проектирования, т.е. постановки цели и определения содержания её достижения («программа человеческой личности»);

• учении о коллективе: его роль в воспитании человека новой эпохи, признаки коллектива, стадии его развития, управление, положение личности в коллективе;

• концептуальных положениях о семейном воспитании.

Сделайте выписки из работы А.С. Макаренко «Цель воспитания» (1937), руководствуясь следующими вопросами.

 Почему необходимо «восстановить в правах педагогику»? Какие в связи с этим приводятся аргументы против педологии?

 Какая оценка дана марксизму в обосновании нового метода воспитания?

 Почему школьный коллектив должен стать основным объектом воспитательной работы и как следует понимать положение личности в коллективе?

 Какими качествами должен обладать коллектив?

Анализируя выдержки из доклада Макаренко на встрече с учителями школ Ленинградской области «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» (1938), обратите внимание на следующие его идеи и утверждения:

• сочетание «педагогического требования» с уважением к человеку (с. 272);

• «…никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель плюс ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива» (с. 274);

• для воспитательной работы важны рекомендации по «форме, стилю, тону всей организации» (с. 274): такая форма есть коллектив (ученический в совокупности с пе­дагогическим); стиль – деятельность педагога, его мастерство, обладание педагогическим тактом, не исключающая наказания, если оно необходимо; тон – мажорный, обеспечивающий постоянное движение, развитие коллектива к намеченной цели.

 Дискуссионные вопросы.

1. Существуют различные оценки педагогического наследия А.С. Макаренко. Одни считают его «классиком», а его учение – великим педагогическим явлением, другие – навсегда отошедшим в историю.

► Так, немецкий исследователь творчества Макаренко В. Зюнкель отмечает, что Макаренко и сейчас является оплотом в борьбе против той школы, где «демократия доводится до абсурда, до отрицания опыта взрослых, до развала порядка, до превращения учителя в своеобразного Петрушку, который должен развлекать ленивых лоботрясов и даже угодничать перед ними…» (см. Зюнкель В. В Эрлангене изучают Макаренко. // Советская педагогика, 1990, № 4. – С. 135).

► Отечественный педагог Ю.П. Азаров высказал противоположную точку зрения: «Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа – завод! Мажор! Нам нет дела до личности! Совесть, гармоническое развитие, сострадание – буржуазные категории. Мы создаём педагогику параллельного действия, а это значит плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к начертанным победам! Макаренковщина исчерпала себя!» (см. Азаров Ю.П. Не подняться тебе, старик. – М., 1989. – С. 20).

2. Во вступительной статье к книге А.С. Макаренко «О воспитании» отмечается: «Его идеи развивают, конкретизируют, дополняют в современных условиях духовные наследники – творчески работающие учителя и поднимающиеся до собственных научных открытий практики-экспериментаторы». В связи с этим приводится пример урока математики В.Ф. Шаталова и комментарии к нему. «На классной доске – условие задачи. Спустя минуту поднимают руки пятеро учеников. Учитель приглашает к доске всех, и отвечают они по очереди друг за другом. И если решение задачи расчленить на ряд более мелких, частных операций, то на долю каждого из отвечающих приходится своя часть работы. Сбоев нет, все пятеро отвечают чётко, все получают "отлично". Что происходит в сравнении с обычной методикой? Во-первых, в познавательный процесс включается и интенсивно, на полную мощь, работает коллективная мысль; во-вторых, никто из лучших учеников не выделен (всех вызвали к доске), их труд и способности получили справедливую оценку; в-третьих, опрошены пятеро (а не один!) учащихся…» (с. 33).

Какие идеи А.С. Макаренко о воспитании нашли своё творческое воплощение?

Согласны ли Вы с данными комментариями?

Темы для индивидуальных выступлений.

▫ «А.С. Макаренко о проблеме взаимодействия личности и коллектива».

▫ «Педагогические идеи в художественных произведениях Макаренко» («Педагогическая поэма», «Флаги на башнях»).

▫ «Макаренко о воспитании детей в семье» (по «Книге для родителей»).

▫ «Реализация идей Макаренко в современной педагогической практике».

▫ «Макаренко в оценке гуманистической и авторитарной педагогики» (по статье М.Ю. Красовицкого «Педагогика Макаренко: как она видится в конце ХХ столетия». // Педагогика, 1996, № 1).