II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
В 1920-х годах отечественная педагогическая наука отличалась многообразием подходов и концепций к проблемам образования, воспитания, деятельности школы. Наглядным их проявлением стали педагогические дискуссии.
В основе каждого направления – своя философия образования. От прежней дореволюционной эпохи сохранились и нашли преемственность
• идеи свободы, веры в планетарное единство, человечество, в космическую гармонию (педагогика ненасилия и космическая педагогика: К.Н. Вентцель, Н.К. Рерих);
• идеи развития человека, образования и воспитания в контексте культуры (культурно-антропологическая: П.Ф. Каптерев, С.И. Гессен);
• идеи Бога как абсолютного источника истины, творчества, целостного формирования личности (христианско-антропологическая: В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев).
Однако следует подчеркнуть, что многие из этих идей не были приняты во внимание, поскольку вступали в противоречие с марксистской политико-революционной идеологией. Результатом этого явления стало преобладание социально-реформаторского направления, большинство сторонников которого положили в основу своих учений марксистскую методологию (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко), а также философию прагматизма (А.К. Гастев).
Особенно необходимо обратить внимание на роль Павла Петровича Блонского(1884-1941) иСтанислава Теофиловича Шацкого(1878-1934) в развитии новой (советской) педагогической науки и практики. Ознакомление с их деятельностью, педагогическими идеями и концепциями позволяет подчеркнуть, что, несмотря на неблагоприятные условия тоталитарного режима, отечественная педагогическая мысль «так и не превратилась в монолит» (Джуринский А.Н.). Об этом свидетельствуют различные точки зрения педагогов, в частности на проблему школы, её связи с окружающей средой, принципы воспитания и образования.
Изучите отрывки из рекомендованных педагогических работ П.П. Блонского и С.Т. Шацкого (см. Дидактические материалы, CD).
Сделайте выписки из работы П.П. Блонского «Задачи и методы новой народной школы», руководствуясь следующими вопросами.
Как обозначен статус новой народной школы, её цели?
Каковы основные пункты «плана» по созданию новой народной школы?
В чём сущность философской идеи «нравственно автономной личности», и почему она должна стать одним из принципов советской школы?
На что должны быть ориентированы содержание образования и организация познавательной деятельности учащихся в новой школе («метод» и «предмет» народной школы)?
Что такое «генетический метод» в обучении?
Почему новая школа должна быть «школой социального труда»?
Какие советы даёт Блонский по реализации в школе идеи воспитывающего обучения («воспитание сердца»)? Почему выступает против вопросно-ответной формы обучения?
Какой смысл вкладывает Блонский в слова: «…учитель, стань человеком»?
Знакомясь с педагогическим наследием С.Т. Шацкого, обратите особое внимание на его идеи об организации различных видов жизнедеятельности школьников как важнейшем средстве их всестороннего воспитания и развития, о характере и методах педагогического руководства деятельностью детей, о перерастании образования в самообразование и воспитания – в самовоспитание.
Сделайте выписки из педагогических работ Шацкого «Предисловие к книге "Годы исканий"» и «Изучение жизни и участие в ней», характеризующих точку зрения автора на школу, «которая организует и изучение жизни, и участие школы в ней». Подумайте, в чём различие с взглядами Блонского на проблему взаимодействия школы и среды.
Дайте обоснование с учётом современной педагогики и своего эмпирического опыта следующим тезисам из статьи С.Т. Шацкого «О том, как мы учим».
1. «Вопросы и ответы. Как известно, это один из наиболее частых случаев применения педагогических методов на практике. Здесь мы всегда чувствуем целый ряд затруднений, которые мешают ученикам ответить быстро, отчётливо и … с удовольствием» (с. 224).
«…если учитель хочет спрашивать о чём-либо своих учеников, то было бы вернее спрашивать их как раз о тех условиях, которые сопровождают работу учеников, т.е. спрашивать о затруднениях, сомнениях, интересах и т.д.» (с. 225).
2. «…надо оценивать работу, а не личность ученика» (с. 226).
3. «…прерывая моменты объяснения моментами действий, мы будем в значительной степени содействовать возбуждению интереса ученика к работе, и при таких условиях тормозные моменты в их реакциях будут в значительной степени смягчены» (с. 227).
4. «Обыкновенно мы оцениваем результаты детской работы, но мало умеем следить за тем, как эта работа производится, а вместе с тем самое интересное в детской работе – это её процесс» (с. 227).
5. «…нам необходимо чрезвычайно внимательно просматривать наши задания и составлять их нужно так, чтобы те последовательные операции, через которые должен пройти ученик, были для него легки и посильны» (с. 228).
6. «…суть дела … не столько в физике, географии, естествознании, русском языке или обществоведении, а в интересной работе… Если ученик заинтересован своим продвижением, если он сам желает проверить свои силы, если он идёт за деловым ответом к учителю, то, следовательно, он овладевает таким способом работы, который в дальнейшем даст ему возможность раздвинуть круг своих интересов» (с. 229).
7. «…вместо понятия о дисциплине было бы гораздо более правильным поставить вопрос об установлении равновесия в рабочих группах детей… Если учитель сумел наладить, организовать интересную для детей работу, то, конечно, ему весьма легко будет справиться с дисциплиной» (с. 231).
8. «…вопрос, на который нужно обратить очень серьёзное внимание, – это вопрос о том, чтобы мы, учителя, интересовались жизнью детей и её понимали» (с. 232).
Воспитание самостоятельности и творческой активности учащихся – одна из актуальных проблем современной педагогики. В связи с этим возможно рассмотреть вопрос о деятельности Первой опытной станции по народному образованию, созданной С.Т. Шацким в 1919 г.
Главная заслуга Шацкого состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребёнка, доказал возможность функционирования школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.
В итоге сделайте вывод об общем и особенном в подходах П.П. Блонского и С.Т. Шацкого к разработке проблем педагогической теории и практики: концептуальных основ новой трудовой школы, её связи с жизнью, воспитания и обучения, ориентированных на всестороннее развитие личности.
Дискуссионные вопросы.
1. Выскажите свою позицию в отношении следующей мысли П.П. Блонского:
► «Мы должны решительно восстать против вопросно-ответной формы обучения. Прежде всего, она приучает детей не думать: бойкий урок, состоящий из вопросов учителя и ответов ученика, есть сплошная подсказка учителя, и, если ученик хоть на минуту задумывается, учитель, словно беда случилась, спешит с "наводящим вопросом"».
2. Согласны ли Вы с утверждением С.Т. Шацкого:
► «То обстоятельство, что мы уже привыкаем всегда рассматривать работу ученика неотрывно от его личности, в очень сильной степени мешает нам установлению деловых отношений с учениками»?
3. Великий американский реформатор образования Джон Дьюи, побывав на Первой опытной станции Наркомпроса, созданной Шацким, прослезился и сказал, что «обрёл своё педагогическое отечество». Что дало основание для подобного утверждения?
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «П.П. Блонский о педологии».
▫ «Концепция трудовой школы П.П. Блонского (по работе "Трудовая школа", 1919)».
▫ «Педагогическая деятельность С.Т. Шацкого. Первая опытная станция по народному образованию».
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.