I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
В мировой педагогической мысли проблема трудового воспитания является одной из основных. Её значимость обусловлена рядом факторов: социально-экономический (потребность в людях, готовых реализовать ряд трудовых функций, необходимых для развития общества), педагогический (приобщение молодого поколения к теоретическим знаниям и практической подготовке к жизни, необходимость формирования трудолюбия как качества личности, любви к труду), психофизиологический (потребность в физическом развитии организма и свойства психики человека, влияющие на его жизнедеятельность как индивида и личности).
Следует иметь в виду, что на различных стадиях развития человеческого общества проблема трудового воспитания трактовалась неоднозначно. Сложились социально-классовый и гуманистический подходы. Первый предполагал строгую дифференциацию трудового воспитания относительно социальной принадлежности человека (от отрицания до конкретных предписаний сословного характера). Второй отдавал предпочтение труду как важному средству воспитания личности независимо от её социального статуса.
Однако необходимо подчеркнуть, что их общим истоком явилась мудрость народной педагогики, вобравшая многовековой опыт трудового воспитания подрастающих поколений, подготовки их к будущей деятельности в обществе. При этом трудовая деятельность детей рассматривалась как главное условие и средство развития личности ребёнка. Для конкретизации данного положения обратитесь к материалам учебного пособия Д.И. Латышиной (с. 118-129).
Важным средством накопления, сохранения и передачи традиций народной педагогики в области трудового воспитания являлись произведения устного народного творчества (фольклор). «Пословицы и поговорки, сказки и песни показывают, как человек должен относиться к труду; какие качества ему необходимы для того, чтобы он мог успешно трудиться; как эти качества у него могут быть сформированы; какие качества мешают людям осуществлять трудовую деятельность; в какой степени и как должны учитываться при подготовке к труду возрастные особенности детей и подростков» (см. Идеи трудового воспитания в народной педагогике. / Антология педагогической мысли: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. –Т. 1, с. 48).
В связи с этим проанализируйте пословицы о труде (см. там же; с. 49-62).
Результаты оформите в виде таблицы.
Таблица 5.
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.