I.Проблемы демократизации современной школы.
Развитие современной мировой школы – многосторонний и масштабный процесс, основу которого составляет тенденция на демократизацию.
При обосновании данной тенденции следует подчеркнуть важность социально-экономических, политических и культурных факторов, обусловивших в своей совокупности необходимость образовательных реформ 80-90-х годов ХХ века, ориентированных на повышение требований к уровню и качеству образования граждан. В связи с этим возможно использовать материалы книги Б.Л. Вульфсона «Стратегия развития образования на Западе на пороге XXIвека» (с. 15-46).
Далее следует остановиться на рассмотрении основных подходов к понятию демократизации образования как педагогической идеи и принципа государственной политики (см. А.Н. Джуринский. Развитие образования в современном мире, с. 7-14; Закон РФ «Об образовании», ст. 2, 5).
Обратите внимание на вопросы.
Какие существуют два подхода к пониманию демократизации образования?
Каковы основные признаки (черты) демократизации образования?
Какие направления демократизации образования были провозглашены в России в начале 1990-х гг.?
В чём заключается сущность проблемы гарантии права на образование?
Особо необходимо рассмотреть такие актуальные проблемы демократизации образования, как
• сочетание обязательности обучения с альтернативой выбора путей и форм его получения;
• управление школой, повышение самостоятельности и активности образовательных учреждений в принятии управленческих решений;
• поликультурное образование, т.е. учёт образовательных интересов этнических меньшинств.
Также следует подчеркнуть связь демократизации образования с идеей его гуманизации, которая является одной из ведущих в истории мировой педагогической мысли. Для конкретизации этого аспекта рекомендуется обратиться к тексту документа «Конвенция о правах ребёнка. 1989 г.».
Сделайте выписки в соответствии со следующими вопросами.
Какие права гарантируются ребёнку?
Какие гарантии созданы для подтверждения права ребёнка на образование (ст. 28.1).
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.