I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
Жан-Жак Руссо(1712-1778) был одним из первых мыслителей, который подверг резкой критике современное ему воспитание, подавлявшее личность ребёнка, не учитывавшее возрастных и индивидуальных особенностей детей, и противопоставил ему так называемое естественное свободное воспитание. Концепция свободного воспитания нашла наиболее полное обоснование в романе «Эмиль, или О воспитании» (1762). В этом произведении был представлен идеал воспитания, необходимый для вхождения в общество «свободы, равенства, братства».
Методологической основой концепции свободного воспитания Руссо явились:
• теория естественного права (Дж. Локк), т.е. права на свободу и собственность, которое людьми было добровольно передано государству;
• философская идея сенсуалистического познания окружающего мира;
• деизм (двойственность) в отношении веры человека в бога;
• отрицание культуры в развитии цельной личности;
• идея природосообразности в понимании закономерностей развития человека, его воспитания;
• идея гуманного отношения к ребёнку, признание его права на самодеятельность и активность.
Анализируя работу Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», следует обратить внимание на нижеследующие вопросы.
В чём автор видит цель и сущность естественного воспитания? Какая роль в этом процессе принадлежит природе?
Какую возрастную периодизацию предлагает Руссо и какие рекомендации даёт по содержанию воспитания, исходя из идеи естественного свободного развития личности ребёнка?
Какие методы, приёмы воспитания и обучения предлагает Руссо для достижения идеала свободной личности?
Каково мнение Руссо относительно дисциплины ребёнка, его наказания?
Какую роль Руссо отводит воспитателю?
В качестве дополнительного материала возможно привлечь критические рассуждения об идеале свободного воспитания Руссо и путях его достижения известного русского мыслителя конца XIX– началаXXвв. С.И. Гессена. В работе «Основы педагогики…» (гл. 1) он показывает причины идеализации Руссо идеи свободы в воспитании. По его мнению, главная из них – неприятие Руссо культуры как фактора, пагубно воздействующего на человеческую природу. Выражая своё несогласие с позицией Руссо, Гессен отмечает, что следствием этого является пропаганда «анархизма с его идеалом независимой личности, свободной, верной самой себе и подчиняющейся лишь голосу непогрешимого чувства – совести» (с. 46).
Дискуссионные вопросы.
1. Как следует понимать слова Ж.-Ж. Руссо?
► «Если свобода детей не искажена по нашей вине, они не захотят ничего бесполезного».
► «Всё выходит хорошим из рук Творца, всё вырождается в руках человека».
2. Руссо утверждал, что «воспитание есть искусство»; Гессен, оппонируя Руссо, отмечает, что для Руссо – это «уметь ничего не делать с воспитанником – вот первое и наиболее трудное искусство воспитания» (с. 47). Согласны ли Вы с такой оценкой?
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «Ж.-Ж. Руссо о личности ребёнка и факторах её развития».
▫ «Принцип природосообразности в педагогическом наследии Ж.-Ж. Руссо».
▫ «Дидактические взгляды Руссо в контексте свободного воспитания личности».
▫ «Концепция естественной свободы воспитания Ж.-Ж. Руссо в оценке С.И. Гессена».
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.