Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
вопросы для сравнения | колония им. М. Горького | коммуна им. Ф. Дзержинского |
Цель трудовой деятельности. |
|
|
Виды и содержание труда. |
|
|
Организация трудовой деятельности, используемые технологии. |
|
|
Результат трудовой деятельности - материальный, - экономический, - педагогический. |
|
|
Сделайте выписки, характеризующие взгляды Макаренко на проблему организации производительного труда.
При этом руководствуйтесь следующими вопросами.
Как Макаренко аргументировал необходимость введения в коллектив детей и подростков производительного труда?
В чём достоинства и недостатки организации ремесленных мастерских?
В чём преимущества («полезность») производительного труда?
Какие педагогические принципы рекомендуются для организации производительного труда детей?
Какова точка зрения Макаренко на оплату производительного труда воспитанников? Чем было вызвано её введение и как организовано распределение средств?
Какие качества личности формируются в производительном труде?
В чём своеобразие взглядов Макаренко на вопрос о взаимоотношении школы и производства?
При рассмотрении вопроса об организации производительного труда воспитанников в мастерских коммуны возможно показать преемственность с идеей кн. Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921) о соединении обучения с трудом как «интегральном образовании» (см. работу П.А. Кропоткина «Умственный и ручной труд» в «Антологии… о трудовом воспитании». – Т. 2; с. 328-346).
Ознакомление с другими работами А.С. Макаренко (особенно из серии «Лекции о воспитании детей в семье») позволяет понять, какое значение педагог придавал важности трудового воспитания ребёнка в семье, рассматриваемой им как первичный коллектив.
Макаренко подчёркивал, что необходимо своевременно приучать детей к активному участию в семейном хозяйстве, правильная постановка которого воспитывает коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность к ориентации, оперативность (см. лекцию «Семейное хозяйство»).
Не менее важным является ответственность родителей за систематическое и своевременное трудовое воспитание своих детей. Эту мысль Макаренко конкретизировал в лекции «Воспитание в труде».
Работая с текстом первоисточника, обратите внимание на следующие тезисы, подтверждающие необходимость трудовой подготовки детей.
• «…трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния».
• «…трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости…», «…труд должен быть творческим…».
• «…в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища, т.е. воспитывается правильное отношение к другим людям, – это уже будет нравственная подготовка».
• «Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека».
• «Труд имеет не только значение общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни».
Подумайте: с какими идеями К.Д. Ушинского созвучны данные мысли? В чём своеобразие взглядов А.С. Макаренко на значение труда в жизни человека по сравнению с К.Д. Ушинским?
Также обратите внимание на рекомендации по трудовому воспитанию в семье, среди которых Макаренко отмечает:
• постановку конкретной задачи трудовой деятельности;
• обеспечение свободы ребёнка в выборе средств её достижения;
• ориентацию ребёнка на ответственность за порученное дело;
• как можно более раннее начало трудового воспитания, преимущественно в игре;
• усложнение трудовых поручений с возрастом (см. перечень возможных трудовых поручений в семье, с. 56-57);
• соблюдение принципов интереса и посильности в выполнении трудового поручения;
• требование высокого качества труда.
Макаренко также описывает средства стимулирования «трудового усилия» у детей. К ним он относит:
• личный пример родителей;
• разъяснение необходимости выполнения трудового дела, его пользы;
• помощь в преодолении трудностей, воспитание терпеливости, настойчивость;
• просьба – «самый лучший и мягкий способ обращения»;
• принуждение – «от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного».
Подберите к данным утверждениям наиболее яркие цитаты из первоисточника.
В заключение отметьте, почему Макаренко не рекомендовал «применять в области труда какие-либо поощрения или наказания».
Дискуссионные вопросы.
Выскажите свою точку зрения в отношении следующих мыслей Макаренко.
► «Тот ребёнок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. А те дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, те и квалификации не могут получить хорошей, их постигают различные неудачи, они выходят плохими работниками, несмотря на все усилия государственных учреждений».
► «…чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении».
Тема для индивидуальных выступлений.
▫ «Реализация идей А.С. Макаренко о трудовом воспитании в современном педагогическом опыте (на примере И.П. Волкова)».
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.