Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
компоненты педагогики | базовые тезисы | аргументы из первоисточников |
Общие основы педагогики. | «…предметом педагогики должно и может быть только образование». |
|
Теория образования. Организация народной школы. | «Народ хочет образования, и каждая отдельная личность бессознательно стремится к образованию». «…принудительное устройство школы исключает возможность всякого прогресса». |
|
Теоретические аспекты обучения и воспитания. | Главная цель образования и воспитания – это «достижение наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра». «…идеал наш сзади, а не впереди». «…для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». «…единственный критериум педагогики есть свобода, единственный метод есть опыт». «Всякое движение вперёд педагогики… состоит только в большем и большем приближении к естественности отношений между учителем и учениками, в меньшей принудительности и в большей облегчённости учения». «Для того, чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь». «Учить людей можно тем, чтобы открывать им истину и показывать пример добра, а никак не тем, чтобы заставлять их силою делать то, что нам хочется». |
|
Основное внимание следует сосредоточить на третьей графе таблицы, которая предполагает непосредственное обращение к первоисточникам – педагогическим статьям Л.Н. Толстого, в которых на основе идеи свободы наиболее ярко обосновываются основные проблемы педагогики (см. Л.Н. Толстой. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989). В связи с этим рекомендуется сделать выписки, подтверждающие тезисы, приведённые во второй графе таблицы.
Тезис о том, что «предметом педагогики должно и может быть только образование», рассматривается Л.Н. Толстым в работе «Воспитание и образование». Заметим, что основные аргументы автор связывает с доказательством насильственного характера воспитания, которое признаётся им как объективная реальность и которое коренится, по его мнению, в человеческой природе и проявляется в семье, религии, государстве, обществе (с. 208-212). Это побудило Толстого в данной статье обратиться к анализу понятий «воспитание» и «образование» и их противопоставлению. Однако в более поздней своей работе «О воспитании» (ответ на письмо В.Ф. Булгакова) Толстой признаёт взаимосвязь этих понятий (с. 451).
Тезис «Народ хочет образования, и каждая отдельная личность бессознательно стремится к образованию» доказывается в статье «О народном образовании» (1862). Явно прослеживается акцент на связь идеи свободы с идеей народности, ориентацией на учёт национального опыта в деле образования и воспитания. «Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (с. 55). Однако это положение, по мнению Л.Н. Толстого, вступает в противоречие с традиционным (государственным) образованием, исходящим из «ложных» философско-этических и психологических посылок, организованным вопреки закономерностям психического развития детей и не способствующим их умственному и нравственному развитию вследствие «насилия».
В связи с этим Л.Н. Толстой обосновывает необходимость создания истинно свободных народных школ (с. 59), так как «принудительное устройство школы исключает возможность всякого прогресса» (с. 63). Также Толстой подчёркивает, что в основании такой школы должен быть опыт, тем самым школа должна стать «педагогической лабораторией». Возможно заметить некоторый прагматизм Толстого в понимании им образования и организации школы, когда он утверждает, что «всякое серьёзное образование приобретается только из жизни, а не из школы» (с. 67).
Л.Н. Толстой приводит определённые аргументы о недопустимости заимствования европейских школ, которые оценивает как «принудительные» (с. 68), и делает очень важные выводы, что «критериум педагогики есть только один – свобода» (с. 69), а «образование в самом общем смысле, обнимающее и воспитание, … есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству и неизменный закон движения вперёд образования» (с. 70). Данные мысли Толстой конкретизирует в работе «Прогресс и определение образования» (с. 267-270).
Подтверждение идеи о свободе как «необходимом условии всякого истинного образования как для учащихся, так и для учащих», а также размышления Толстого о соотношении образования и религии содержатся в статье «О воспитании» (с. 451-457). При этом следует заметить диалектику взглядов Толстого по вопросу о содержании образования в сторону его религиозности, так как это позволяет, по мнению автора, оказать большее воспитательное воздействие на личность воспитанника.
Тезис о том, что главная цель образования и воспитания – это «достижение наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра», доказывается Толстым в работе «Кому у кого учиться писать…» (с. 287). В аргументации явно прослеживается преемственность с взглядами Руссо на ребёнка как «совершенного» от природы существа. В результате Толстой делает вывод о том, что «идеал наш сзади, а не впереди», и связывает его достижение со свободой деятельности ученика, обеспечивающей путь его творческой самореализации (на примере обучения сочинению, с. 288-289).
Тезис о том, что для того чтобы «ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно», рассматривается Толстым в работе «Общие замечания для учителя» (с. 289-292). В связи с его доказательством автор приводит аргументы, подтверждающие важность интереса в обучении, необходимость соблюдения учителем ряда дидактических положений (принципов). Несомненную ценность представляет вывод Толстого о «совершенном» учителе, который «соединяет в себе любовь к делу и к ученикам» (с. 292).
Тезис «единственный критериум педагогики есть свобода, единственный метод есть опыт» Толстой рассматривает с позиций теории обучения в связи с ответами на вопросы, чему и как учить, в статье «О народном образовании» (1874), которую он называл «педагогической исповедью». Аргументация предполагает обращение автора к идее народности при определении содержания обучения и исключения насилия, принуждения в методах обучения, приближения к «естественности отношений» между учителем и учениками (с. 319-322).
Обоснование содержащегося в этой же работе тезиса «Всякое движение вперёд педагогики… состоит только в большем и большем приближении к естественности отношений между учителем и учениками, в меньшей принудительности и в большей облегчённости учения» позволило автору высказать суждение по поводу границ свободы, которая «есть только результат большего или меньшего знания и таланта учителя» (с. 323).
Тезис «Для того, чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь» показывает сущность воздействия личности воспитателя на воспитанника и обозначает границы его нравственной свободы (см. работу «Мысли о воспитании», с 448-451).
Тезис «Учить людей можно тем, чтобы открывать им истину и показывать пример добра, а никак не тем, чтобы заставлять их силою делать то, что нам хочется» подтверждает отрицательное отношение Толстого к наказаниям детей и призывает к разумной гуманности в условиях их свободного воспитания (см. работу «О наказаниях и насилии в воспитании», с. 476).
Преемственность идеи свободы в педагогике «ненасилия» Л.Н. Толстого с современной практикой образования и воспитания поможет показать обращение к статьям из журналов «Тульская школа» (1994, № 4; 1995, № 3; 1998, № 2 и др.). В них представлены материалы о деятельности школ, являющихся наследниками традиций свободного воспитания и функционирующих в соответствии с концепцией, разработанной научной лабораторией «Школа Л.Н. Толстого» (школа-гимназия № 46 г. Тулы, школа № 29 г. Щёкино, Иншинская школа Ленинского района, школа «Возрождение» и др.).
Дискуссионные вопросы.
Выскажите суждения в отношении следующих мыслей Л.Н. Толстого.
► «Воспитание портит, а не исправляет людей. Чем больше испорчен ребёнок, тем меньше его воспитывать, тем больше ему нужно свободы».
► «Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того, что есть наша медицина – как, живя противно законам природы, всё-таки быть здоровыми. Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели».
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «Яснополянская школа – "лаборатория" свободного образования личности».
▫ «Толстой и Руссо об идее свободы в образовании и воспитании».
▫ «Толстой о требованиях к учителю народной школы и его подготовке».
▫ «Тульские школы – наследники педагогики "ненасилия" Л.Н. Толстого».
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.