Литература.
Основная:
1. | История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века. Учеб. пособие. / Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – Гл. 5. – С. 116-118; Гл. 8. – С. 203-204, 209, 218; Гл. 10. – С. 282-283, 322-323, 327-332; Гл. 12. – С. 386-387; Гл. 15. – С. 475. |
2. | Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – Часть II. РазделI. Гл. 2. – С. 118-129; Гл. 3. – С. 158-198; РазделIV. Гл. 14. – С. 425-426. |
3. | История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – Раздел II. Гл. 6-8. – С. 109, 128-129, 142-143; РазделIII. Гл. 15, 17, 20. – С. 289-290, 328-330, 398-399. |
4. | Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учебник для студ. высших учеб. заведений. – М.: Владос-Пресс, 2004. |
Дополнительная:
1. | Салимова К.И. Выдающиеся зарубежные мыслители и педагоги о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. // Антология педагогической мысли: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. – М., 1988. – Т. 1. – С. 9-46. |
2. | Кузьмин Н.Н. Разработка теории трудового воспитания и профессионального образования в России. // Антология педагогической мысли: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. / Сост. Н.Н. Кузьмин. – М., 1989. – Т. 2. – C. 5-34. |
3. | Пискунов А.И. Теория и практика трудовой школы в Германии (до Веймарской республики). – М.: АПН РСФСР, 1963. |
4. | Салимова К.И. Трудовое обучение в Англии (от Томаса Мора до наших дней). – М.: Просвещение, 1967. |
Первоисточники:
1. | Идеи трудового воспитания в народной педагогике: пословицы, поговорки, сказки. // Антология педагогической мысли: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. – М., 1988. – Т. 1. – С. 49-62. |
2. | Демокрит. Фрагменты о воспитании. // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. проф. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – С. 9-10. |
3. | Мор Т. Утопия. // Там же. – С. 78-82. |
4. | Локк Дж. Мысли о воспитании. // Там же. – С. 191-192. |
5. | Беллерс Дж. Предложения об учреждении трудового колледжа всех полезных ремёсел и сельского хозяйства. // Там же. – С. 195-201. |
6. | Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. // Там же. – С. 225-232. |
7. | Песталоцци И.Г. О воспитании бедной сельской молодёжи. // Антология педагогической мысли: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. / Сост. К.И. Салимова, Г.Б. Корнетов. – М., 1988. – Т. 1. – С. 168-187. |
8. | Песталоцци И.Г. В пояснение принципов и мнений, изложенных в № 37 «Швейцарского листка». // Там же. – С. 188-192. |
9. | Песталоцци И.Г. Цель и план воспитательного учреждения для бедных. // Там же. – С. 199-203. |
10. | Песталоцци И.Г. О народном образовании и индустрии. // Там же. – С. 203-212. |
11. | Оуэн Р. Замечания о влиянии промышленной системы. // Там же. – Т. 2.– С. 241-245. |
12. | Кропоткин П.А. Умственный и ручной труд. // Там же. – С. 328-346. |
13. | Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы. // Основные вопросы школьной организации. – Пг., 1920. – С. 80-97. |
14. | Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ в. / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – С. 45-52. |
15. | Макаренко А.С. Трудовое воспитание. Отношения, стиль, тон в коллективе. // Избр. пед. соч. В 2 тт. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1977. – С. 330-359. |
16. | Макаренко А.С. Воспитание в труде. // Там же. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1977. – С. 51-60. |
Форма отчётности: устные выступления с сообщениями, выписки из первоисточников и опорные конспекты, обсуждение заданий самостоятельной работы № 3.3, 3.4, 4.5.
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.