IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
Вслед за К.Д. Ушинским разработку теоретических основ педагогики продолжил Пётр Фёдорович Каптерев(1849-1922), крупнейший российский педагог, психолог. Заслуга его в том, что он предпринял целостное обоснование педагогического знания, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогический аспекты.
Педагогическую теорию П.Ф. Каптерев изложил в ряде педагогических работ, в которых углубил представление о педагогике на основе антропологического подхода (прежде всего, физиологии и психологии); обосновал понятие «педагогический процесс» и идею автономности педагогического процесса от государства и церкви; разработал теоретические аспекты роли общественных дошкольных учреждений в формировании личности ребёнка; выступил за введение трудового воспитания и обучения в средней школе; явился теоретиком дидактики начального обучения и семейного воспитания.
Изучая вклад Каптерева в разработку проблемы педагогики как науки, следует обратиться, прежде всего, к его работе «Педагогический процесс».
Сделайте выписки из первоисточника, содержащие ответы на следующие вопросы.
В чём сущность педагогического процесса?
Почему важно рассматривать педагогический процесс в совокупности его «внешней» и «внутренней» сторон?
Какова связь между саморазвитием человека и его дошкольным и школьным воспитанием и образованием?
Какими свойствами обладает педагогический процесс с «внутренней» стороны?
Как в этой связи следует относиться к проблеме соотношения формального и материального в педагогическом процессе, и какое воздействие это оказывает на саморазвитие личности?
Пётр Фёдорович Каптерев подчёркивает ориентированность педагогического процесса на достижение гуманистического идеала личностного развития ребёнка. В связи с этим он рассматривает свойства педагогического идеала (см. работу «О педагогическом идеале»).
Дайте с опорой на первоисточник обоснование следующим тезисам.
• Носитель педагогического идеала – сам воспитатель.
• Народность есть основа идеала каждой личности. Между личными и народными идеалами существует постоянное взаимное влияние.
• Личный и педагогический идеалы, развиваясь на почве народных, могут принимать два главных направления: узкое (сословные образовательные идеалы) и широкое (общечеловеческое образование).
• Личное творчество в создании педагогических идеалов заключается в осмыслении важности общечеловеческих ценностей, осознании недостатков национальных идеалов и желании их усовершенствовать.
• «…общечеловеческого, всенародного педагогического идеала не существует… Педагогический идеал заключает в себе три рода элементов: личные или субъективные, народные или национальные и всенародные или общечеловеческие».
• «В самом общем виде педагогический идеал может быть очерчен так: прежде всего, каждый воспитываемый должен быть образуем как добрый общественник. Эта черта идеала не есть какое-либо специальное – национальное качество, а свойство общечеловеческое, всенародное».
• «Русский идеал выражается не в одинаковых формах в различных классах и слоях народа: он разнообразен, особенно в зависимости от степени образования, причём существенные черты остаются общими самым различным формам идеалов».
• Существует разница между понятием законности в идеалах русского и других народов: для русского человека «жизнь по совести, по Божьи, по душе – … вот идеал».
Также обратитесь к выдержкам из работы П.Ф. Каптерева «Дидактические очерки», в которой представлена точка зрения автора на проблему воспитывающего обучения, соотношение понятий образования, воспитания, развития и стоящие в связи с этим перед школой основные задачи.
Среди задач школы следует особо выделить:
• во-первых, задачу умственного воспитания, заключающуюся в «приучении к серьёзному сосредоточенному труду, в равномерном, по возможности, развитии всех умственных способностей, а не в сообщении наибольшего количества разнообразных сведений в так называемом полигисторстве. Воспитанный и окрепший ум сам, без помощи учителей, легко приобретает все разнообразные сведения, какие ему понадобятся»;
• во-вторых, задачу «удачного выбора преподаваемых предметов» и концентрации учебных занятий, т.к. «педагогический закон требует только, чтобы множество уравнивалось единством».
Особое внимание Каптерев уделяет обоснованию педагогического метода.
В связи с этим найдите ответы автора на вопросы.
В чём отличие педагогического метода от научного?
Каковы причины, обусловившие различие между педагогическим и научным методом?
Что общего у педагогического и научного изложения материала?
Какие ошибки допускаются при педагогическом изложении научного знания?
Какие шесть свойств педагогического преподавания, определяемые особенностями педагогического метода, необходимо учитывать?
Дискуссионные вопросы.
1. Возможно ли согласиться с утверждением П.Ф. Каптерева, что
► «формальное саморазвитие организма ценнее и важнее материального; преимущество нужно всегда отдавать первому, а не второму» (см. «Педагогический процесс»).
2. Сравните взгляды П.Ф. Каптерева и И.Ф. Гербарта на проблему воспитывающего обучения. Чьей позиции Вы отдаёте предпочтение? Дайте обоснование.
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «П.Ф. Каптерев о педагогическом идеале».
▫ «П.Ф. Каптерев о задачах народной школы».
▫ «Взгляды Каптерева на проблему семейного воспитания».
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.