Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
год | мероприятия | сущность преобразований |
|
|
|
При заполнении таблицы помимо учебных пособий используйте соответствующие данные из Историко-педагогической хронологии.
Более углублённому пониманию особенностей развития школы и школьной политики в эти периоды будет содействовать анализ соответствующих документов о школе. В 1918 г. были приняты «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (Декларация), «Положение о единой трудовой школе РСФСР», утвердившие демократический характер новой советской школы (см. Дидактические материалы, CD).
Работая с Декларацией, сделайте выписки по следующим вопросам.
Что означают понятия «единая» и «трудовая» школа?
Какие принципы были положены в основу новой школы?
В чём сущность принципа политехнического образования?
В «Положении…» показаны способы реализации новых принципов в единой трудовой школе, определяется её структура, организация деятельности и управление. При анализе документа обратите внимание на статьи, которые подтверждают такие принципы, как общедоступность (ст. 3), обязательность (ст. 4), равенство в получении общего образования (ст. 5), светскость (ст. 6), демократический характер управления, допускающий в том числе возникновение школ по частной инициативе и их поддержку государством (ст. 7, 8, 11), самоуправление учащихся (ст. 26-31).
Учтите, что для новой советской школы были характерны:
1. внедрение трудовой деятельности учащихся во всех её проявлениях (ст. 12);
2. политехнический компонент содержания образования (ст. 13);
3. направленность на преобразование окружающей среды посредством активной деятельности учащихся (ст. 14, 25);
4. внедрение новой гуманистической системы, ориентированной на уважение личности учащихся, не допускающей никакого насилия (ст. 12 п. 2, 21, 22 и др.);
5. реализация идеи свободы (отмена классно-урочной формы обучения, отметок, экзаменов и т.д.) (ст. 17, 19, 20, 32).
Создание новой школы сопровождалось активными педагогическими дискуссиями, использованием опыта реформаторской педагогики стран Западной Европы и России рубежа XIX– началаXXстолетий.
Однако необходимо заметить, что при всей прогрессивности образовательной парадигмы, положенной в основу реформы в 1917-20-е гг., в тех конкретно-исторических условиях она привела к дестабилизации системы просвещения вследствие разрушения традиционной системы учебных предметов, преувеличения роли труда, практических методов обучения и свободы в деятельности учащихся и учителей.
Постановления партии и правительства о школе 1931-36 гг. ознаменовали новый этап в её развитии: борьбу за качество воспитания и обучения, вооружение учащихся системными знаниями, подчинение общественно-производительного труда учебно-воспитательным целям. Тем самым был положен конец педагогическим дискуссиям, взят ориентир на «решительную борьбу против легкомысленного методического прожектёрства», создание унифицированной «школы учёбы», которая постепенно утрачивала пласты культурного наследия, духовности, черты национального характера (см. документы «О начальной и средней школе», «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»). В 1936 г. была запрещена педология, а вместе с ней и применение различных тестов и исследований детей (см. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»).
Систематизировать знания об изменениях в деятельности школы поможет заполнение таблицы.
Таблица 3.
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.