III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
Особое место в становлении научной педагогики в России принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому(1824-1870), уроженцу Тулы. Методологической основой его учения явился антропологический подход, сущность которого изложена в двухтомном сочинении «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» (1868-69). Данный подход позволил Ушинскому всесторонне обосновать предмет педагогики как науки.
В связи с этим следует обратиться к материалам учебных пособий (особенно Д.И. Латышиной «История педагогики», с. 407-410), а также тексту «Предисловия к I тому "Педагогической антропологии"».
Обратите внимание на
• понимание автором сущности антропологии как совокупности наук о человеке;
• трактовку им понятия педагогики в «обширном» (широком) и «тесном» (узком) смыслах слова;
• особое значение физиологии и психологии для педагогики как науки и практики воспитания;
• роль природных задатков и особенностей психики в определении педагогических закономерностей, позволяющих определить приёмы, методы, средства воспитания и образования;
• решение вопроса о значении наследственности, общественной среды и воспитания в развитии человека и др.
Важно сделать вывод о необходимости понимания педагогом границ предмета воспитания, т.е. человека во всех отношениях.
Особо следует остановиться на рассмотрении Ушинским проблемы педагогики как науки и искусства воспитания, соотношении педагогической теории и педагогической практики.
Для этого обратитесь к статье Ушинского «О пользе педагогической литературы». Прочитайте статью и составьте её план.
Сделайте выписки, содержащие ответы на следующие вопросы.
В чём сущность противоречия между педагогической теорией и педагогической практикой?
Что общего и в чём различие между искусством воспитания и медициной?
Почему педагогика не может быть названа наукой в строгом смысле этого слова?
В чём значение педагогической литературы?
Каким требованиям должен отвечать учитель-воспитатель?
Возможно также при рассмотрении данных вопросов использовать материалы работы К.Д. Ушинского по педагогической антропологии.
Большое значение в осмыслении Ушинским теоретических проблем педагогики имели его идеи народности в воспитании, обучения на родном языке, создания подлинно национальных русских народных школ, ведущей роли труда в развитии личности и др.
В связи с этим следует обратиться к статьям К.Д. Ушинского «О необходимости сделать русские школы русскими», «О народности в общественном воспитании».
Анализируя статью «О народности в общественном воспитании», обратите внимание на следующие вопросы.
Когда и как возникают национальные особенности общественного воспитания, чем они обусловлены?
Что является основой («почвой») народности?
В какой мере можно пользоваться педагогическим опытом другого народа?
Какие качества являются национальными чертами русского народа?
Возможно, что некоторые положения статьи вызовут возражения. В этом случае подумайте, чем могут быть объяснены эти спорные мысли Ушинского.
Ценным является стремление Ушинского показать, как можно осуществить идею народности воспитания на практике. Каковы его предложения? В этой связи используйте выдержки из статьи «О необходимости сделать русские школы русскими». Особенно подчеркните мысль Ушинского о том, что «нам не мешало бы занять, вместо всех прочих, одну черту из западного образования – черту уважения к своему отечеству…»; «занять её не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтоб не быть ими посреди своей родины»; о необходимости поднять уровень знаний учащихся о России.
Дискуссионные вопросы.
1. Нет ли противоречия между утверждением о том, что Ушинский – основоположник педагогики как науки в России, и его высказыванием, что «педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств»?
2. Что общего и в чём различие во взглядах Ушинского и Гербарта на проблему педагогики как науки и искусства воспитания?
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «Основные этапы жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского».
▫ «Психологические основы воспитания и обучения в педагогике Ушинского».
▫ «Ушинский об идее народности и её практической реализации».
▫ «Учение Ушинского о роли родного языка в обучении и воспитании».
▫ «Дидактическое учение К.Д. Ушинского».
▫ «Взгляды Ушинского на подготовку народного учителя».
▫ «Ушинский о путях и средствах нравственного воспитания детей».
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.