II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
Первым мыслителем, представившим педагогику как самостоятельную науку, стал немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт(1776-1841). Фактически он предпринял попытку теоретически обосновать педагогику. Философия, по Гербарту, указывает цель воспитания («практическая философия»), психология – пути достижения этой цели.
Изучите выдержки из работ Гербарта «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».
Обратите внимание, что ключевой позицией теоретических основ педагогики Гербарта явилась обоснованная им идея об органическом взаимодействии между педагогической теорией (наукой) и практикой (искусством воспитания).
Анализируя рекомендованные первоисточники, обратите внимание на следующие вопросы.
Что понимает Гербарт под педагогикой как наукой, а что относит к искусству воспитания? Какова связь педагогики с психологией?
В чём преимущества и недостатки педагогической теории?
В чём ограниченность «голой» педагогической практики?
Какой смысл вкладывает Гербарт в понятие «педагогический такт»?
Как он определяет предмет педагогики и сущность «подлинного» воспитания, воспитывающего обучения?
Свойства научной педагогики как целостной системы должны, по мнению Гербарта, концентрироваться в цели воспитания, выражающей её интегративные системообразующие связи, вследствие чего воспитатель не должен предъявлять к ученику требований, не связанных с целью воспитания.
В связи с этим найдите в текстах первоисточников рассуждения Гербарта о том,
является ли цель воспитания единой или многообразной,
что следует понимать под целями возможными и необходимыми.
Обратите внимание на этическую основу обоснования Гербартом проблемы цели воспитания.
Следует подчеркнуть значение идей Гербарта об учёте многостороннего интереса воспитанника для достижения поставленных целей, о роли нравственности.
Анализ первоисточников необходимо дополнить изложением вопросов об обосновании Гербартом процесса воспитания как единства управления, обучения и нравственного воспитания.
Дискуссионные вопросы.
1. Можно ли согласиться с утверждениями Гербарта о том, что
► «тот, кто без философии подходит к воспитанию, легко может вообразить, что проводит широкие реформы, лишь немного улучшая методы преподавания»?
► «мир и природа делают для питомца гораздо больше того, чем в среднем может похвалиться воспитание»?
2. В современной науке существуют различные точки зрения на педагогическое наследие Гербарта. Возможно ли считать Гербарта основоположником «авторитарной» педагогики (Г.Б. Корнетов) или «культурно-антропологической» (Л.А. Степашко). Ответ обоснуйте.
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «Философско-психологические основы педагогики Гербарта».
▫ «Сущность воспитания, его цель и задачи».
▫ «Управление воспитанием в педагогической теории Гербарта».
▫ «Дидактические взгляды Гербарта».
▫ «Роль интереса в обучении».
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.