logo
ИПиО (озо) Бак

Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.

вопросы трудового воспитания

формируемые качества личности

примеры пословиц и поговорок

эмоционально-ценностное отношение человека к труду, идеал человека

осознание труда как ценности и цели жизни: труд – счастье;

труд – польза; труд – удача и др.

качества личности, обеспечивающие успех трудовой деятельности

прилежание, усердие, сноровка, быстрота, терпение

качества личности, мешающие осуществлению трудовой деятельности

лень, праздность, упрямство

связь труда с профессиональной подготовкой (ремеслом)

готовность к ремесленному труду

Также подтвердите примерами следующие условия, средства и методы формирования трудовых качеств личности: учёт возрастных особенностей, интерес, преодоление трудностей, пример и т.д.

Сделайте вывод об общечеловеческом характере трудового воспитания в наследии народной педагогики.

В условиях формирования классового общества, дифференциации труда на физический и умственный складываются альтернативные взгляды на трудовое воспитание детей. Идеи о необходимости одних, преимущественно привилегированных слоёв общества, заниматься умственным трудом, других – трудиться, создавая материальные блага, характерны преимущественно для античной культуры.

Однако следует подчеркнуть, что отдельные философы положительно оценивали роль труда в воспитании. В связи с этим сделайте выписки цитат из работы Демокрита(ок.V– нач.IVвв. до н.э.).

Восточной же культуре, в целом, не было свойственно презрение к физическому труду. Следовательно, подчёркивалась важность трудового воспитания всех детей безотносительно социального происхождения; овладение профессией также считалось обязательной частью образования.

На этой основе формировались идеи о важности трудового воспитания и профессиональной подготовки у философов-гуманистов в эпоху Возрождения. Большинство из них были утопичны по своему характеру.

Обратитесь к выдержкам из работы английского философа Томаса Мора(1478-1535) «Утопия…» (1516).

Подтвердите словами первоисточника следующие идеи:

• ликвидация частной собственности и уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом;

• ремесленное воспитание в семье как идеал трудового воспитания;

• соединение воспитания и обучения с производительным трудом и профессиональной подготовкой;

• свободный труд как средство развития многосторонних способностей детей.

Следует сделать вывод, что требование Мора об обязательности трудового обучения и воспитания как непременного компонента всестороннего развития личности не потеряло своей ценности и в последующие эпохи.