Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
вопросы трудового воспитания | формируемые качества личности | примеры пословиц и поговорок |
эмоционально-ценностное отношение человека к труду, идеал человека | осознание труда как ценности и цели жизни: труд – счастье; труд – польза; труд – удача и др. |
|
качества личности, обеспечивающие успех трудовой деятельности | прилежание, усердие, сноровка, быстрота, терпение |
|
качества личности, мешающие осуществлению трудовой деятельности | лень, праздность, упрямство |
|
связь труда с профессиональной подготовкой (ремеслом) | готовность к ремесленному труду |
|
Также подтвердите примерами следующие условия, средства и методы формирования трудовых качеств личности: учёт возрастных особенностей, интерес, преодоление трудностей, пример и т.д.
Сделайте вывод об общечеловеческом характере трудового воспитания в наследии народной педагогики.
В условиях формирования классового общества, дифференциации труда на физический и умственный складываются альтернативные взгляды на трудовое воспитание детей. Идеи о необходимости одних, преимущественно привилегированных слоёв общества, заниматься умственным трудом, других – трудиться, создавая материальные блага, характерны преимущественно для античной культуры.
Однако следует подчеркнуть, что отдельные философы положительно оценивали роль труда в воспитании. В связи с этим сделайте выписки цитат из работы Демокрита(ок.V– нач.IVвв. до н.э.).
Восточной же культуре, в целом, не было свойственно презрение к физическому труду. Следовательно, подчёркивалась важность трудового воспитания всех детей безотносительно социального происхождения; овладение профессией также считалось обязательной частью образования.
На этой основе формировались идеи о важности трудового воспитания и профессиональной подготовки у философов-гуманистов в эпоху Возрождения. Большинство из них были утопичны по своему характеру.
Обратитесь к выдержкам из работы английского философа Томаса Мора(1478-1535) «Утопия…» (1516).
Подтвердите словами первоисточника следующие идеи:
• ликвидация частной собственности и уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом;
• ремесленное воспитание в семье как идеал трудового воспитания;
• соединение воспитания и обучения с производительным трудом и профессиональной подготовкой;
• свободный труд как средство развития многосторонних способностей детей.
Следует сделать вывод, что требование Мора об обязательности трудового обучения и воспитания как непременного компонента всестороннего развития личности не потеряло своей ценности и в последующие эпохи.
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.