logo
Подготовка к госам / программа_вопросы_ПО_2010

38. Общение как деятельность. Специфика педагогического общения с подростками, юношами и взрослыми как субъектами профессионального обучения.

Определение общения. Виды общения: деловое, личностное; материальное, когнитивное; целевое, инструментальное; биологическое, социальное; непосредственное, опосредствованное; вербальное, невербальное.  Общение как обмен информацией, роль вербальных и невербальных средств. Общение как межличностное взаимодействие, социальные нормы, репертуар социальных ролей. Общение как понимание людьми друг друга, механизмы межличностного восприятия: идентификация, рефлексия и стереотипизация.  Роль впечатлений, каузальной атрибуции, установок и предубеждений.

Функции педагогического общения, профессиональные техники и приемы общения в педагогической деятельности. Создание комфортных условий в процессе обучения и выявление отношения обучающихся к миру («открытие» обучающихся на общение) через  установление личного контакта, устранение барьеров общения и др. «Соучастие» в педагогическом общении средствами демонстрации расположенности, проявления интереса, оказания помощи и др. Стимулирование ценностных новообразований с помощью приемов принятия человека как данности, поддержания оптимистического рубежа и др. Возрастные особенности техники и приемов общения.