logo
Подготовка к госам / программа_вопросы_ПО_2010

53. Понятие о способностях личности, их природе и условиях развития. Структура и развитие педагогических способностей.

Понятие о способностях личности, их природе, генезисе и условиях развития. Способности как свойства или качества человека, делающими его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности (С.Л.Рубинштейн). Способности как яркое индивидуальное проявление личности человека, место способностей в структуре индивидуальности. Активность и саморегуляция как базовые компоненты способностей. Связь способностей и типа ВНД человека, способностей и межполушарной симметрии мозга («мыслители» и «художники», по Павлову).

Способности и задатки. Неспецифичность и многозначность задатков. Проблема наследственности в развитии способностей. Деятельность как главное условие преобразования и изменения задатков.

Общественно-историческая сущность природы способностей. Родовые способности и индивидуальные способности человека. Общие способности и специальные способности. Специальные способности как различные проявления общей способности человека к усвоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению в различных областях человеческой практики или деятельности (математические способности, инженерные, музыкальные, педагогические).

Соотношение  способностей  и умений. Количественная и качественная характеристики способностей. Понятие одаренности, таланта и гениальности.

Роль ведущих видов деятельности в процессе становления способностей. Особая роль сензитивных периодов для проявления задатков и становления способностей. Основные психолого-педагогические условия развития способностей.

Структура и развитие педагогических способностей. Общий состав педагогических способностей в исследованиях В.А.Крутецкого: дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, прогностические (педагогическое воображение), способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.