logo
Подготовка к госам / программа_вопросы_ПО_2010

33. Педагогика и психология как науки и виды практической деятельности. Роль психологии в образовании и возможности влияния на повышение качества обучения.

Категориальный аппарат: воспитание, обучение, образование, развитие личности, формирование личности. Предмет исследования. Методология и методы исследования.

Педагогическая наука и педагогическая практика: общее и специфическое при анализе объекта, предмета и способов деятельности. Как теоретическая наука, педагогика устанавливает определенные законы обучения, воспитания и образования. Как прикладная наука, она использует установленные закономерности в повседневной практической работе.

Актуальные проблемы современной возрастной и педагогической психологии. Виды практической психологической помощи педагогам, учащимся и родителям: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая экспертиза, психологическое просвещение. Психологическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

 

34. Основные этапы развития научной психологии, основные научные достижения педагогической психологии на современном этапе, позволяющие повысить эффективность профессионально-педагогической деятельности.

Донаучный, описательный, экспериментальный и проективный этапы развития  возрастной и педагогической психологии, научные  результаты и вклад психологической науки в практику обучения и воспитания. Психологические теории обучения, активно используемые в современной образовательной практике в России: теория становления высших психических функций Л.С. Выготского, теория развивающего обучения В.В. Давыдова, теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теория управления познавательной деятельностью Н.Ф. Талызиной. Психологические принципы культурно-событийной педагогики В.П. Зинченко. Педагогические технологии, разработанные в русле психологических исследований: технологии развивающего обучения В.В.Давыдова – Д.Б.Эльконина и Л.В. Занкова, технология содержательного оценивания Ш.А. Амонашвили, технология контекстного обучения в высшей школе А.А. Вербицкого.